О критериях истинного знания

Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок?

Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины — «квадрат имеет четыре стороны». Подобного рода истины — результат «естественного света разума». Как свет обнаруживает и себя самого и окружающую тьму, так и истина есть мерило и себя самой и заблуждения.

Время «развенчало» многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины. Вроде бы что может быть более ясным и очевидным, чем неподвижность Земли! И тысячелетиями человечество нисколько не сомневалось в этой «непреложной истине». Ясность и очевидность — субъективные состояния сознания, заслуживающие всяческого уважения за свою огромную жизненную значимость, но они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное».

Несомненно, что психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна роковым образом ввести в заблуждение.

Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения.

Существует в некоторых философских системах и такой критерий истины, как принцип прагматизма, определяющий значение истины ее практической полезностью. Истинные идеи — это те, которые успешно «работают». «Истиной прагматизм признает то,— и это единственный его критерий истины — что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта,— причем ничего не должно быть опущено. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет, отрицать бытие божие...» То есть, исходя из понимания истины как практически полезного, прагматизм даже бога выводит «для практики».

Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, то есть результативно осуществлено в практике.

В качестве критерия истины практика «работает» не только в своей чувственной «наготе» — как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредствованной форме — как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика — это опосредствованная практика. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности.

Конечно, нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы. то ни было представление, знание. «Атом неделим» — истина это или заблуждение? В течение многих веков это считалось истиной, и практика подтверждала это.


70,71,73,74,75Научное познание и его методы

Научное познание связано с функционированием особого социального института — науки. Наука — это не только система знаний, а и деятельность, подчиненная производству знаний. В общем виде она включает в себя Существование определенных научных сообществ, их деятельность по созданию новых знаний и самые эти знания. Производство научных знаний — особая разновидность познавательной деятельности, связанной с продуцированием новых, объективно-истинных знаний пут научного метод и соответственно требованиям научной рациональности. Итак, чтобы понять специфику научного познания, надо разобраться, что такое научный метод и научная рациональность.

В науке даже знакомые с точки зрения будничного опыта явления часто воспринимаются в совсем новом мире, а научные истины нередко возникают парадоксальными с точки зрения «очевидностей» здравого смысла. Научная рациональность переосмысливает опыт как базу эмпирического природоведения. Преобразование опыта на «научный опыт» осуществляется за тремя принципами: 1) прежде чем решать вопрос, чему протекает то или другое явление, следует предварительно выяснить с помощью средств эксперимента, как протекает данное явление в действительности; 2) для того чтобы иметь возможность связывать математически выраженную гипотезу с данными наблюдениями, нужно, чтобы сам опыт был метрически (количественно) организованн; 3) опыт не является единой основой, из которой вытекает положение теории. Собственные научные утверждения и выводы получаются как результат использования теоретических построений для описания содержания чувствительного опыта и как такие предусматривают определенные теоретические идеализации.

Важнейшей формой развития научного знания есть гипотеза. С точки зрения методологии — это некоторое универсальное утверждение, о реальности (и связанная с ею система теоретических построений), истинность или ошибочность которого должен доказать эксперимент. Гипотеза тогда становится научной теорией, если она удовлетворяет таким требованиям:

1) осмысленность (достигается операциональной определенностью понятий, которые входят в теорию);

2) непротиворечивость (логическая согласованность высказываний, которые принимаются в теории);

3) возможность проверки, сравнение теоретических высказываний с опытом, данными эксперимента;

4) подтверждение (соответствие теории данным опытов с заданной степенью точности, подтверждение теории в контексте социальной практики);

5) экстраполяция (способность теории к обобщению за пределами того опыта, на почве которого она остановилась в начале);

6) адаптированность (способность теории путем некоторых модификаций выяснять новые факты);

7) потенциальная фальсифицированность (указание на такие обстоятельства, которые однозначно определяют, в каких случаях теория считается такой, что расходится с опытом).

К основным методам эмпирического исследования належат наблюдения, измерение, эксперимент и индукция.

Научное наблюдение, в отличие от простого созерцания,- это некоторая разновидность деятельности, которая имеет смысл, цель и средства, с помощью которых субъект переходит к предмету деятельности (явления, которое наблюдается) и к продукту ее (отчета про наблюдаемое). В реальной научной практике наблюдения представляет собой активный познавательный процесс, который опирается не только на работу органов чувства, а и на способность толковать данные чувства. К научному наблюдению относятся суровые требования: 1) четкая постановка цели наблюдение; 2) выбор методики и разработка плана: 3) систематичность; 4) контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдения; 5) обработка, осмысление и толкование полученного массива данных.

Наблюдение — важный способ получения научных фактов. Научный факт — это отображенная в высказывании реальность. Вообще будь-що становится научным фактом лишь тогда, если оно зафиксировано тем или другим принятым в данной науке способом (протокольная запись в виде высказываний или формул, фотография, магнитофонная запись и т.п.).

Измерение — наблюдение, которое фиксирует не только качественные характеристики объектов и явлений, а и количественные аспекты. Оно предусматривает наличие некоторого масштаба (единицы измерение), алгоритма (правил) процесса измерения измерительным устройством. Измерения являются процедурой установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон. Первую из указанных величин называют измеримой величиной, другом-единицей измерения. Отсюда под измерением понимают процедуру сравнения двух величин, в результате которой экспериментальное устанавливается отношение между величиной измерительной и величиной, принятой за единицу. Способ измерения включает в себя три основных момента: 1) выбор единицы измерение и получение набора соответствующих мер; 2) установление правил сравнения измерительной величины с мерой и правил складывания мер: 3) описание процедуры измерение как экспериментального действия. Следует подчеркнуть, что современное исследовательское природоведение, начало которому было положено работами Леонардо да Винчи, Галилея и Ньютона, своим расцветом обязанное применению измерений. Эксперимент как средство обретения нового знания об окружающем мире используется в науке в связи с познавательными задачами, для решения которых ученый вынужденный обращаться к определенной форме практического действия, к созданию организованной, искусственной среды и использования наблюдательного материального взаимодействия с целью получения полезной информации. Исследователь прибегает к постановке эксперимента тогда, если возникает потребность выучить определенное состояние предмета наблюдение естественным путем. Действуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь вызовет к жизни нужен нему состояние предмета.

Благодаря чему эксперимент выступает как средство получения нового знания? Для ответа на этот вопрос следует понять логику и условия перехода от предшествующего знания к новому научному утверждению того ли другой степени общности.

Чтобы превратить эксперимент на познавательное средство, нужны операции, которые дают возможность перевести логику вещей в логику понятий, материальную зависимость — в логическую. Для этого надо иметь такой ряд: 1) принципы теории и логически производные от них следствия; 2) идеализированную картину поведения объектов; 3) практику отождествления в заданном интервале абстракции определенной материальной конструкции. При наличии этих факторов логика понятий и логика вещей совпадают. Существует два типа экспериментальных задач: исследовательский эксперимент связан с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта; проверочный эксперимент применяется в случаях, если нужно подтвердить или отменить те или другие следствия теории.

Важнейшим способом построения любой научной теории есть абстракция. Абстракция — это способ формирования образов реальности (представлений, понятий, суждений) путем отворачивания и пополнения, то есть путем использования (или фиксации в оскорблении) лишь части из большинства соответствующих данных и добавление к этой части новой информации, которое не вытекало из этих данных. Так, первые геометрические понятия исторически формировались с помощью индукции путем абстрагирования от всех свойств наблюдение тел, кроме их формы и размеров. Геометрического содержания этим понятием (точка, прямая плоскость и т.п.) было предоставлено за счет логической реконструкции их, пополнение имеющихся эмпирических свойств такими теоретическими свойствами, как непрерывность, неограниченная протяжность, конгруэнтность, параллельность, то есть необходимых для выражения сугубо геометрических истин.

В отличие от будничного познания научная абстракция подчиняется определенным требованиям. Во-первых, должно быть показан то, от чего абстрагируются в процессе постижения объекта, есть объективно постороннем для результатов абстракции; во-вторых, надо определить, к какой границе (в каком интервале абстракции) данный процесс будет иметь законную силу; в-третьих, надо принять во внимание, которое любой введенной к теории (с объективным смыслом) абстракции отвечает собственный, от сознания субъекта независимый интервал абстракции. Обозначенный интервал определяет границы рационального обгрунтування той или другой абстракции, условия его предметной истинности и границы однозначного предназначения (все это устанавливается на основе информации, полученной эмпирическими или логическими средствами).

Методология и связанная с ею методологическое сознание есть специальной формой рефлексии над научным познанием, особый тип осознания науки. Современная методология не ограничивается изучением методов научного познания, приемов исследования и процедур. Она исследует также основу, структуру и свойства научного знания, его генезис и функциональные закономерности развития и трансформации. На почве концептуальной обработки опыта науки методолог сводит теорию, способную описать и выяснить особенности познавательной деятельности, предлагает принципы рациональной реконструкции процесса познание, систем научного знания. Именно на уровне методологической теории создаются условия определения адекватной аксиологии науки — системы критериев и оценок научной деятельности и ее результатов, таких как истинность, объективность, рациональность, эффективность, практичность и т.п.. Научную методологию можно использовать (и следует это делать) для разработки методологии управление наукой соответственно ее собственной природе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: