Понятие политической системы общества. Политическая организация общества и ее основные элементы

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются и функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика? Смысл слова «политика» лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью
ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. «...Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства...»

Не всякое действие, выражающее отношение между классами, есть политика. Когда, например, рабочий нанимается к капиталисту на работу и подвергается с его стороны эксплуатации, это не политические, а экономические отношения. Когда же трудящиеся ставят вопрос о власти, ее формах, тогда они вступают в сферу собственно политики. Политика всегда в качестве
своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгодных условий осуществления власти. Поэтому одна из главных целей в политике — устройство государственной власти: государство призвано охранять и защищать интересы «самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом...»

В политике находят свое наиболее заостренное и полное выражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле политика, по определению В. И. Ленина, есть концентрированное выражение экономики. Политика — сфера, порожденная материально-производственной, экономической основой общества: экономические интересы в конечном счете выступают как социальная причина политических действий.

Но политика в свою очередь оказывает огромное обратное влияние на развитие экономики. Если повседневные изменения в экономике обычно происходят под непосредственным влиянием развивающихся производительных сил, то коренные изменения всего экономического строя общества, имея в основе своей те же сдвиги в производительных силах, совершаются под непосредственным воздействием политики, при использовании политической власти для перестройки экономических отношений. Известно, что в социалистической революции политический переворот предшествует экономическому. Политика, таким образом, выступает предпосылкой строительства новой экономики.

Сфера политики обладает относительной самостоятельностью: логика политических деяний и идей не есть простой слепок с логики экономических отношений, что обусловливает возможность и реальность противоречий между объективной логикой движения экономики и логикой политических действий, возникающих зачастую и в результате недостаточного учета политикой закономерностей экономического развития. Если политика адекватно отражает назревшие потребности экономического развития, то она становится силой, способствующей эффективной реализации возможностей, заложенных в экономической системе общества. Если же политика выступает как абсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме), которая стремится действовать в обход экономической необходимости, то это приводит на практике к волюнтаризму и авантюризму.

Поскольку политика — это искусство управления, постольку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она, вопервых, должна опираться на достижения наук, а во-вторых,
соответствовать высшим критериям нравственности: ведь именно политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности.

Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-пер вых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.


101.Государство:сущность и происхождение

Научная теория государства, его сущности и про­исхождения стала возможной на основе диалектико-материали-стического понимания истории развития общества. Государство существовало не всегда. Оно результат истори­ческого развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, классы под влиянием про­грессирующего развития производительных сил, сопровождав­шегося выделением разных видов труда и образованием институ­та частной собственности. Дифференциация и связанное с ней усложнение общественной жизни необходимо требовали особого органа, который бы полномочно осуществлял регулирование и управление многообразными функциями общественного цело­го. Генетические предпосылки образования государства в общем-то уже существовали в виде верхушки родовой знати, кото­рая и концентрировала прежде подобные регулятивно-управлен-ческие функции. Поэтому можно сказать, что оно возникло не на пустом месте.

Однако в разросшемся обществе, в основе которого лежала теперь уже экономическая дифференциация, вполне естественно оказалось и расхождение интересов у разных групп людей, клас­сов. Но общество должно было функционировать как единое целое; необходим был, следовательно, орган, осуществляющий управление обществом (часто основанное на методах принужде­ния), выработку способов и форм взаимоотношения между раз­личными народностями, решение вопросов, связанных с войной и миром, то есть осуществлять реальную власть. Для осуществления этих функций требовались определенные органы — администра­тивно-чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т. д., в совокупности и представляющие собой государство. Итак, государство — это организация политической власти экономи­чески господствующего класса.

К основным признакам государства относят наличие публичной власти, то есть особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти: определенной территории, и которую распространяется юрисдикция данного государства. и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления; права, которое закрепляет соответствую­щую систему норм, санкционированных государством: суверени­тета, то есть независимости и верховенства государственной власти внутри и вовне страны. Государство осуществляет внут­ренние и внешние функции.

Формы правления и государственного устройства. Политический режим

Монархия — государство, главой которого является монарх: здесь существует самодержавная, или ограниченная, власть одного человека (короля, царя, императора), которая обычно передается по на­следству; тут рождение определяет, кому быть правителем. Например, царская Россия была неограниченной самодержавной монархией.

Республика форма правления, осуществляемого выборны­ми органами, то есть по закону источником власти выступает народное большинство.

Формы государственного устройства подразделяются на уни­тарные (единые), например Франция, и федеративные, или союзные, например Мексика, США, Югославия и др., состоящие из входящих в них государств-членов. Каждый из них имеет свои высшие органы власти, управления и свое законодатель­ство, судебную систему, то есть юридически является относи­тельно самостоятельным государственным образованием.

Демократия — это метод осуществления государственной власти, основанный на принципах подчинения меньшинства большинству, юридического равенства возможностей для уча­стия в управлении общественными и государственными делами. Как метод государственного управления демократия имеет свою длительную историю, теснейшим образом связанную со всей системой политической организации общества, с политикой. Демократия — явление историческое. Нет демократии вообще, а есть конкретные ее типы и формы, содержание которых определяется тем или иным способом производства. Отсюда выделяются первобытная (родовая), рабовладельческая, фео­дальная, капиталистическая и социалистическая демократия как высшая форма проявления демократии.


103. Сущность и структура общественного сознания.

Материальные, экономические отношения людей составляют основу общественного развития. Но для понимания этого развития знания одних только экономических факторов далеко еще не достаточно. Ведь кроме производственной деятельности людей обществу присуща и духовная жизнь. Люди руководствуются определенными политическими, нравственными идеями, имеют соответствующие научные теории, взгляды на искусство и т. д. Все эти идеи и взгляды по своему происхождению и значению носят общественный характер и принадлежат к области общественного сознания.

Общественное сознание имеет большое значение в историческом развитии. Поэтому, чтобы составить более полное представление об обществе, следует выяснить, что такое общественное сознание, каковы его происхождение и роль в жизни общества. 1. Общественное сознание— отражение общественного бытия Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность — человеческое общество, природу. Главным объектом, который отражается общественным сознанием, является общественное бытие людей. Поскольку общественное бытие является многообразным и сложным, многообразно и сложно и сознание людей. Прежде всего в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание, общественную психологию и идеологию. В свею очередь общественное сознание заключает в себе различные формы — политические и правовые идеи, мораль, искусство, философию, религию. Что касается науки, то она, будучи одной из форм общественного сознания, в то же время все более превращается в непосредственную производительную силу общества. Формы общественного сознания имеют свои особенности возникновения и развития, отражают (разные стороны общественного бытия. Различны и выполняемые ими задачи. Идеализм не в состоянии правильно решить вопрос о роли идей общественного сознания в жизни общества. Идеалисты считают будто именно идеи определяют весь ход общественного развития а это ни в какой мере не соответствует действительности.

Только исторический материализм, правильно решив основной вопрос философии в применении к обществу, показал, что общественное сознание людей является продуктом их общественного
бытия, что оно вторично, производно от материальных, производственных отношений. Именно в общественном бытии — материальной, производственной деятельности людей — следует искать источник их идей, теорий, взглядов.

История общества убедительно говорит о том, что с изменением бытия людей, их материальных производственных отношений изменяется и их сознание, исчезают старые идеи и возникают новые, соответствующие новым условиям, новым общественным потребностям. Так, с победой социализма бытие людей коренным образом изменилось: на смену частной капиталистической собственности
пришла социалистическая собственность. Соответственно изменились и идеи людей, их взгляды. Например, вместо принципа индивидуализма, составляющего краеугольный камень капиталистической морали, утвердился принцип коллективизма, являющийся основой коммунистической нравственности.

В силу того, что общество, как мы уже знаем, есть субъектно-объектная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Даже самый процесс материального производства (основа общественного бытия), который в одном из моментов существует независимо от сознания,
детерминируя последнее, обладает лишь относительной свободой от власти сознания. И здесь нет ровным счетом никакого идеализма, но лишь утверждение того хорошо известного факта, что сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии
одновременного активно-творческого преобразования его
. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его, примером чему может служить идеология передовых классов и особенно факт социалистической революции. Общество есть. материальноидеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т. п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида. Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую
разъединенность, относительную самостоятельность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредствованный характер — через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи
может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. (Сознание может и искажать бытие, и задерживать его развитие, но это уже особый вопрос.) В этом и заключается
та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т. д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И потому, как уже было сказано, нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: