Уровни общественного сознания. Общественная психология и идеология

Обыденно-практический и теоретический уровни общественного сознания

Разделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано, как это понятно из самих терминов, на противо­поставлении, с одной стороны, жизненно-практического, несистематизированного (хотя и не полностью стихийного) и вме­сте с тем целостного жизнепонимания, а с другой — того соста­ва идеи, которые подверглись творческой разработке и ра­циональной систематизации (либо в частных науках, либо в искусстве, либо в философии, в социально-политических, этических и других доктринах).

«Обыденный» вовсе не значит «обывательский» или «неполноценный»: в этом понятии отражен объективно существующий и необходимый, наполнен­ный большим жизненным содержанием уровень общественного сознания, который, безусловно, имеет свои определенные «мину­сы», но в нем есть и свои «плюсы». Так, в противовес систематич­ности, рациональности, четкой осознанности теоретического уровня обыденное сознание обладает таким несвойственным теоретическим формам сознания качеством, как полнота и цель­ность жизнеощущения. Цельность сознания — это один из глав­ных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым с философ­скими построениями и не испытывать тем не менее серьезных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично (хотя, конечно, с объективной точки зрения такой человек правомерно будет представляться необразованным), но, с другой стороны, нельзя, будучи даже высококвалифицированным специалистом в своей области, не обладать при этом и каким-либо синтетически-цельным, пусть даже обыденным воззрением на мир. В противном случае такое сознание неизбежно будет испытывать дискомфорт.

Кроме того, обыденное сознание ближе, чем его теоретиче­ские формы, к непосредственной действительности жизни, поэ­тому в нем полнее отражена специфика ситуации со всеми ее конкретными деталями и смысловыми нюансами. Опыт обыден­ного сознания — это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философия и искусство. Обыденное сознание есть, таким образом, первичная форма понимания об­ществом социального и природного мира. форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека.

Общественная психология и идеология

Идеология же — это частич­ный аналог теоретического уровня сознания, в котором с пози­ций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности. В идеологии аккумули­руется социальный опыт общественных групп, классов, форму­лируются их социально-политические задачи и цели, выстраи­вается система авторитетных идеалов. Существенным свойством идеологии как специфической теоретической формы сознания выступает то, что она отражает действительность не так целост­но-непосредственно, как общественная психология, а опосред­ствованно, вырабатывая свой категориальный инструмента­рий, который в силу присущей ему абстрактности как бы дальше отходит от действительности, в чем содержится опас­ность самозамыкания идеологии, впадения в схоластическое теоретизирование.

Приведем такой аналог с наукой: там, где наука строит гипо­тезы, идеология в некоторых ее проявлениях может строить произвольные конструкции, принимая их за реальное отражение действительности. Это и обусловливает то, что общественная психология и идеология могут одни и те же явления действитель­ности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой обществен­ной психологии, к ее дисгармонии и расшатыванию. Когда в структуре общественного сознания складывается дисгармония, доходящая до резкого (кричащего) противоречия, тогда оно постепенно теряет устойчивость и единство. А это свидетель­ствует о том, что существует резкое противоречие между миром повседневных реальностей и его отражением в сознании. Для стабилизации отношений, точнее, разрешения противо­речия между теоретическим и общественно-психологическим уровнями общественного сознания большую роль играет изуче­ние общественного мнения, под которым понимается статисти­чески среднее оценочное отношение различных социальных слоев к текущим событиям общественной жизни. Но для того чтобы его можно было изучать, оно должно быть выражено. Сле­довательно, для этого необходимы соответствующие условия, в первую очередь гласность, демократия и др. Таковы в самых общих чертах основные уровни обществен­ного сознания, в диапазоне которых функционируют все его формы. Среди этих форм выделяют следующие: философия, по­литика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиоз­ное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общест­венного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: