Речь идет прежде всего о моральных и эстетических
Ценностях. Они по праву считаются высшими, так как
Во многом определяют поведение человека в других
Системах ценностей.
Что касается моральных ценностей, то здесь ос-
Новным являются вопросы о соотношении добра и зла,
Природе счастья и справедливости, любви и ненави-
Сти, смысле жизни. Одна из наиболее древних уста-
Новок на эти ценности - гедонизм.
Гедонизм утверждает наслаждение как высшее
Благо жизни и критерий поведения человека. Аскетизм
Идеалом жизни провозглашает добровольное отрече-
Ние от наслаждений и желаний, культ страданий и ли-
Шений, отказ от благ жизни и привилегий. Утилита-
Ризм величайшей ценностью и основой нравственности
Считает пользу.
Под эстетическим отношением понимается особый
Вид связи между субъектом и объектом, когда незави-
Симо от внешнего практического интереса человек
|
|
Переживает духовное наслаждение от наблюдения
Гармонии и совершенства. Выделяют объективное
Содержание эстетической ценности и ее субъектив-
Ную сторону, зависящую от сложившихся идеалов
Красоты, вкусов, художественных стилей и т. п.
Религиозные ценности занимают особое место
В иерархии человеческих целей и ценностей. В той
Или иной степени к ним причастно большинство на-
селения нашей планеты. Так было на протяжении
Всей истории человечества, так обстоит дело и сей-
Час, в начале XXI в. Хотя это не означает, что неве-
Рующие, свободомыслящие и атеисты не имеют отно-
Шения к религиозным ценностям.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(ОТ НАТУРАЛИЗМА ДО ПЛАТОНА)
Философия как феномен культуры создана гением
Древних греков в городах-государствах, где были
Достигнуты политические свободы.
Периоды развития философии.
Натуралистический, VI-V вв. до н. э. Предста-
Вители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты,
Плюралисты, физики-эклектики.
Гуманистический: софисты, Сократ.
Классический. Платон и Аристотель.
Эллинистические школы: киники, эпикурей-
Цы, стоики,скептики.
Религиозный. Неоплатонисты: от языческих
До представления о едином благе.
Период христианской, мысли. Филон Алек-
Сандрийский, догмы зарождающейся религии.
СО Характерные черты.
СО Синкретичность - нерасчлененность важнейших
Проблем.
Космоцентричность - охват всего Космоса и мира
Человека. Пантеистичность - Космос - чувственное
|
|
И умопостигаемое абсолютное божество. Достижения
На уровне понятий: идеи Платона; эйдос (форма)
Аристотеля, лектон (смысл слова) стоиков.
Логика общих имен (не законов), этика добродете-