Решается неокантианцами путем обращения к проб-

Леме ценностей.

Ни в коем случае не законы, но всегда лишь ценно-

Сти, утверждал Г. Риккерт, должны применяться в ка-

Честве руководящего принципа объяснения обще-

Ственных явлений. Ценности истолковывались как

Своего рода идеалы и тем самым ориентиры соци-

Ально-культурного развития общества.

По мнению В. Виндельбанда, Г. Риккерта цен-

Ности носят надысторический характер и образуют

В общем идеальный и трансцендентный (потусторон-

Ний) мир. Из этого мира исходят идеи. По мере

Осознания ценностей люди вырабатывают установки,

Которыми руководствуются в жизни, поведении.

М. Вебер предложил свое решение проблемы цен-

ностей. Он трактует ценность как ≪установку той или

иной исторической эпохи≫, как ≪свойственное эпохе

направление интереса≫, т.е. он подчеркивает земную,

Социально-историческую природу ценностей. Это имеет

Важное значение для реалистического поведения и дея-

Тельности.

Личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступаю-

Щие как ценности личности, образуют систему ее цен-

Ностных ориентации, стержень ее сознания и ста-

Новятся источником, побуждающим к действию

И поступкам.

В литературе существуют разные способы и прин-

Ципы классификации и иерархии ценностей. Так,

Выделяют цемности-цели, или высшие (абсолютные)

Ценности, и ценности-средства (инструментальные

Ценности). Говорят о ценностях положительных и от-

Рицательных, имея в виду их социальное значение

И последствия их реализации. Можно выделять мате-

Риальные и духовные ценности и т. д. Важно подчерк-

Нуть, что все они находятся между собой в тесной взаи-

Мосвязи и единстве и образуют целостность мира

Каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифферен-

Циации ценностей и их относительный характер, име-

Ется самая высшая и абсолютная ценность - это

Сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рас-

Сматриваться только как ценность-цель, и никог-

Да к ней не должно быть отношения как к ценности-

Средству, о чем так убежденно писал И. Кант. Чело-

Век - это самоценность, абсолютная ценность.

Такую же ценность составляют и социальные общ-

Ности, и общество в целом, которые также являются

Субъектами ценностей. Основа этого заключена в со-

Циальной сущности человека и вытекающей отсюда

Диалектике общества и личности.

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести

такие ≪предельные≫ и наиболее общие для людей

Ценности, как смысл жизни, добро, справедливость,

Красота, истина, свобода и т. д.

Исследуется в теории ценностей (аксиологии), кото-

Рая устанавливает соотношение ценностей с миром


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: