демиург всего, а ≪материальное, пересаженное в че-
ловеческую голову и преобразованное в ней≫. Движу-
Щей силой в обществе является деятельное отноше-
Ние человека к окружающему миру, главное звено
Которого - материальное производство. Материя при
Подобной интерпретации - не некая неизменная суб-
Станция, она исторична и динамична.
На этом построена и теоретико-познавательная
Концепция. К. Маркс реинтерпретирует традицион-
Ную онтологию материализма, где только по-
Знающий субъект активен, а познаваемый объект всег-
Да пассивен.
Исследователь в процессе познания имеет дело не
С природой самой по себе, а с природой, данной
^субъективно, как чувственная деятельность, практи-
Кз. Познание - сложный процесс взаимодействия
Субъекта и объекта.
По К. Марксу, философия призвана помочь не толь-
Ко объяснять мир, но и изменять его. В социально-
(Ьчлософском плаче К. Маркс продолжал традиции
Просвещения и Г. В. Ф. Гегеля, еерил в науку и прог-
Ресс, рассматривая развитие общества как естествен-
Ный исторический процесс смены общественно-зко-
НОМК'ЗСКИХ ^'ЧЖ'СЦИЙ
Разработку философской концепции внес вклад
Фридрих Энгельс (1820-1895). Ф. Энгельс раз-
ра^йтуврп материалистическую концепцию бытия,
носу*? теорию и *очцептуалы?о е^ оформлял (≪Анти-
Дюринг≫, ≪Диалектика природы≫, ^Людвиг Фейербах и ко-
нец классической немецкой фипософии*). Уделял вчи-
Мание сущности диалектического способа мышления
В сопоставлении с метафизическим, осмыслению до-
Стижений естественно-научного знания.
Оба разработали теорию прибавочной стоимости
И учение о коммунизме.
Материалистическое понимание истории К. Маркса -
Исторический материализм - распространение
Материализма на общественную жизнь, историю.
К. Маркс абсолютизировал социальные антагониз-
Мы, классовую борьбу и насилие, отрицал РОЗМОЖНОСТЬ
Прогрессивной эволюции общестса
Философию К. Маркса рассматривал как руковод-
Ство к действию, имея в виду революционное преоб-
Разование общества. Революция должна была озна-
Меновать начало новой истории, которая не будет
Знать классовых антагонизмов.
Несмотря на различные подходы, в целом марксизм
Исходил из признания большой роли злого разума
В решении комплекса социальных, экономических,
Экологических, антропологических и других проблем.
Рее представляют догадки о социальных и историче-
ских корнях религии. В работе ≪Сущность христиан-
ства≫: специфика религиозного сознания - в вере
В сверхъестественное и фантастические образы.
Но Л. Фейербах пытался не упразднить религию,