Кающее из высших этических запросов. Под давлением

Этого рассудок стремится к решению вопросов о про-

Цессах в мире, о Боге.

Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые

теоретически, являются, постулатами ≪практическо-

го разума≫, предпосылкой нравственности. Централь-

Ный принцип этики И. Канта, основанной на поня-

Тии долга, - категорический императив, правило,

Которое независимо от нравственности поступка могло

Стать всеобщим законом поведения.

Реализация этих идей требовала своеобразной

Трактовки разума: он не дает вечных и общеобяза-

Тельных истин, он - возможность истины, а не обяза-

Тельная способность постижения всех тайн бытия.

Разум - основа деятельности, помогает установить

Связь между различными событиями и фактами. Ос-

Новным свойством человеческого разума являются

Готовность и способность искать истину.

Возвышая разум, философы Просвещения ставили

Его в зависимость от опыта: он контролируется опы-

том и потому не всемогущ. ≪Природа есть причина

всего≫ (П. Гольбах), она всецело материальна

И объективна. Материя - причина самой себя, состоя-

Щая из частиц. Трактовка разума основана не на фи-

Лософско-методологической установке, а на дости-

Жениях науки. Не может быть заранее установленных

Принципов, которые должны быть метафизическими

Указателями. Исходные принципы зависимы от опыта,

данных науки. Отсюда методологическая установка:

Опытные данные должны быть исходными в понима-

Нии происходящих процессов, от них следует идти

К истине. Это поднимает статус науки и образования

В культуре: они учат анализировать, критически мыс-

Лить, не принимая ничего на веру.

Вместе с тем философы понимали несводимость

Человека к разуму, наличие в мире неразумного.

Основная идея в том, что все, что человек дела-

Ет, думает, чувствует, во что он верит, может' и долж-

Но быть осмыслено разумом. Человек - существо

Разумное, и в нем не должно быть ничего неосмыс-

Ленного. Социальный прогресс - в распростра-

Нении знания, науки, образования. Особое внима-

Ние - просвещению правителей, обладающих

Реальной властью.

Дуализм служит философской основой теории

Психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух независимых друг от

Друга субстанциях - протяженной и мыслящей. Кар-

Тезианство делит мир на два рода субстанций -

Духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духов-

Ная неделима. Субстанция обладает атрибутами -

Мышлением и протяженностью, прочие производны от

Них. Впечатление, воображение, желание - модусы

Мышления, а фигура, положение - модусы протяжен-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: