Методические указания. В первом вопросе рассматривается сущность пересмотра классической трактовки сознания, исходящей только лишь из его идеального свойства

В первом вопросе рассматривается сущность пересмотра классической трактовки сознания, исходящей только лишь из его идеального свойства, а также исследуется сущность переосмысления феноменологами предметности мышления. Выдвигается положение об интенциональном характере сознания (Ф.Брентано, 1838-1917), который кратко можно выразить так: любое сознание – это сознание о чем-то. Решается проблема существования чистого сознания как чистого смыслообразования. «Интенциональность» Брентано позаимствовал из средневековой схоластики, понимая под этим словом имманентную предметность сознания, состоящую в нахождении воспринимаемого предмета (предмета размышления) во «внутреннем сознании». Дискутируются феноменологические методы очищения сознания от предметного содержания (Э. Гуссерль, Г. Шпет, М. Хайдеггер, Бинсвангер и др). Согласно трактовке Гуссерля, «…феноменологическое исследование, поскольку оно есть исследование сущности, т. е. априорно в подлинном смысле слова, отдает полную дань всем правомерным мотивам априоризма». Феноменология сознания, по Гуссерлю, нацелена «…на научное познание сущности сознания, на то, что "есть" сознание во всех своих различных образованиях, само по своему существу, в то же время на то, что оно "означает", равно как и на различные способы, какими оно сообразно с сущностью этих образований - то ясно, то неясно…»; на «…изучение смысла сознания и предметности сознания, как таковой». Гуссерль предостерегал от непомерного увлечения в психологии методом эксперимента, указывая на эмпирическую ограниченность естественнонаучных объяснений психического и призывая исследовать сущность сознания «самого по себе», освобождённого от каких-либо эмпирических, экзистенциальных или познавательных предпосылок. Освобождение от предпосылок, искажающих понимание сознания, достигается применением «феноменологической редукции».

Второй вопрос посвящен изучению психоаналитических концепций взаимосвязи сознания и бессознательного (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм). Дискутируется психоаналитическая критика самоналичия, самосознания субъекта. В центре внимания - энергетика и структура бессознательного (Оно, Сверх-Я, Я по З.Фрейду; архетипы бессознательного по К.Юнгу). Изучаются психоаналитические гипотезы происхождения базовых психических доминант, преломляющих энергию инстинктов. Анализируются теория формирования подсознания на основе вытесненного сексуального и его символики, разработанная З.Фрейдом, теория психологии переноса и метаморфоз символа К.Юнга, и теория Э.Фромма, отвергающая биологизм, смещающая детерминацию бессознательного и его символики в сферу конфликтных ситуаций в социуме. Также во втором вопросе рассматриваются методы исследования структуры бессознательного, разработанные глубинными герменевтиками (Э.Берн, К.Роджерс, С.Гроф, А.Лоренцер). Рассматривается проблема трансперсонального Я и трансперсонального опыта. При изучении вопроса следует ознакомиться с определениями ключевых понятий: Оно, Сверх-Я, Я, идеал-Я, самость, трансперсональное Я, идеальный доминант, либидо, вытеснение, амбивалентность, сублимация, идентификация, кастрация, катарсис, архетип, коллективное бессознательное, Эдипов комплекс, комплекс Электры, психическая конституция, психическая реальность, психический перенос, отщепившийся комплекс, дихотомия.

В третьем вопросе сознание рассматривается во взаимосвязи с фундаментальной формой его выражения - языком. Изучаются научные дискуссии по проблеме происхождения автономного знака (символа). Анализируются отличия сигналов первой и второй сигнальных систем. Рассматриваются постструктуралистская критика логоцентризма и теории панъязыкового характера сознания (М.Бубер, С.Франк, М.М.Бахтин). С.Франк выразил основу диалогического подхода в философии: «…явление встречи с "ты" именно и есть место, в котором впервые в подлинном смысле возникает само "я"». Для облегчения понимания данного вопроса можно обратиться к изучению понятия «интерсубъективность»: если отношение «субъект-объект» направлено на установление инвариантного содержания объекта, то отношение «субъект-субъект» представляет собой, по сути, саму деятельность, взаимный обмен смыслами между Я и Ты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: