Тема 24. Правовые основы природопользования и охраны окру-жающей среды. 1 страница

Понятие экологического права. Правовые основы природоохрани-тельного права. Конституция Республика Беларусь как основа экологиче-ских прав и обязанностей граждан. Международные природоохранитель-ные конвенции. Эколого-правовой статус человека.

Закон «Об охране окружающей среды». Законодательство об охране здоровья граждан. Государственная экологическая экспертиза. Монито-ринг и кадастр. Юридическая ответственность за нарушение правил при-родопользования и охраны окружающей среды. Экологические преступле-ния. Правовые формы возмещения вреда окружающей среде.


ТЕМА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Предмет и метод теории государства и права. Теория государства и права относится к общественным наукам. Ее предметом являются общие закономерности возникновения, развития, смены государственно-пра-вовых явлений.

Теорию государства и права можно определить как учение о сущности, свойствах, социальном назначении, закономерностях возникновения и существования государства и права как целостных, взаимосвязанных явлений.

Для предмета теории государства и права характерны следующие особенности:

1. Теория государства и права изучает общие политико-юридические закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, знание которых позволяет выяснить сущность данных явлений, их социальное предназначение.

2. Государство и право изучаются в их единстве. Они органически взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. В юридической науке все большее распространение получает точка зрения, предлагающая переименовать теорию государства и права в теорию права и государства. Это не просто перемена мест слагаемых. Тем самым подчеркивается приоритетное положение права, необходимость подчинения государства праву, что имеет особое звучание в свете задач построения правового государства.

Каждая наука имеет не только свой предмет исследования, но и спе-цифические методы его познания. От степени методологической разрабо-танности напрямую зависит эффективность научной деятельности.

Государственно-правовые явления изучаются с различных мировоз-зренческих позиций. Одни связывают государство и право с божественной волей, другие – с психикой человека, с действием природных сил. Таким образом, именно от методологической основы зависят конкретные резуль-таты исследования.

Методы ТГП можно разделить на общие, специальные и частные. К общим методам, например, относятся:

1) метод анализа и синтеза (изучается структура государства и пра-ва, определяется характер взаимодействия между составными элементами; аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезиру-ются и превращаются в общие представления);

2) логический метод (позволяет освободиться от случайностей, вы-явить в историческом процессе наиболее существенное и закономерное и выразить в научных категориях);

3) метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкрет-ного к абстрактному.


В последние годы все большее распространение получили специаль-ные методы познания, такие, например, как:

1) функциональный (структурные элементы государственно-правовых систем рассматриваются с точки зрения их социального назна-чения, роли, функции);

2) статистический (состояние государственно-правовых явлений от-ражается с помощью количественных данных);

3) индукция и дедукция.

Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, ме-тод технико-юридического анализа, методы толкования права.

Теория государства и права в системе юридических и гумани-тарных наук. Юридические науки принято делить на три группы:

1. Теоретико-исторические (история государства и права России, исто-рия государства и права зарубежных стран, теория права и государства).

2. Отраслевые (финансовое право, административное право, консти-туционное право и т. д.).

3. Специально-юридические (судебная бухгалтерия, судебная психи-атрия, криминалистика).

Теория государства и права занимает особое место в системе юриди-ческих наук. Это своеобразная «таблица умножения».

Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по от-ношению к другим юридическим наукам.

Теория государства и права относится к общественным наукам, ко-торые, как известно, изучают общество, человека, сознание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государ-ства, права. И отсюда их тесное взаимодействие.

Особенности возникновения права. Большинство ученых считает, что исторически государство и право возникли одновременно. Причины, вы-звавшие их к жизни, одни и те же – это результат разложения родового строя.

Еще в период первобытного стада, когда человечество только начало свою историю и делало свои первые шаги по отделению себя из животного мира, стали складываться определенные стереотипы поведения, такие, на-пример, как добросовестный труд, подчинение старшим, охрана детей.

В дальнейшем первобытные группы людей стали стихийно сливать-ся. Из них, начали формироваться человеческие коллективы, состоявшие из кровных родственников и обладавшие сплоченностью, организованно-стью и социальной устойчивостью. Формирования эти получили название родов. Их история составила историю родового строя человечества.


Быт и нравственная жизнь родового общества были строго регламен-тированы обычаями, которые содержали как положительные предписания, так и запреты (табу). Каждый знал, как надо поступать в различных ситуа-циях. Обычаи закрепляли равенство всех членов рода, уравнительное рас-пределение продуктов, взаимопомощь, кровную месть и т. д. Им было чу-ждо деление на права и обязанности. Обычаи воспринимались как долг, личная задача, невыполнение которой влекло за собой гнев богов.

Обычаи, моральные и религиозные нормы защищали, прежде всего, коллективный интерес, интерес всего рода. Дальнейшее экономическое развитие первобытного общества привело к появлению прибавочного про-дукта, что повлекло за собой имущественное расслоение. Первобытные обычаи с их защитой коллективных интересов уже мало отвечали специ-фике новых формирующихся отношений. Требовалась такая система соци-ального регулирования, которая фиксировала бы определенное соотношение общественных и частных интересов и, главное, закрепляла положение лиц, осуществляющих экономическое и политическое господство в обществе.

В результате появилось право, как реакция общества на объектив-ную необходимость иметь императивный регулятор социальных отноше-ний. Постепенно одни из обычаев утратила свое значение. Другие приспо-собилась к новым условиям и превратилась в нормы обычного права (законы Хаммурапи, ХII таблиц).

Таким образом, возникновение права – это следствие усложнения общественных взаимосвязей. Право закономерно появляется на этапе пе-рехода общества от присваивающей к производящей экономике. Это есте-ственный результат внутреннего развития регулятивной системы.

Но, как писал Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобно тому, как они забыли о своем собст-венном происхождении из животного царства».

Право как особая разновидность социальных норм существенно отли-чается от первобытных обычаев. Право закрепляет определенное соотноше-ние общественных и личных интересов, имеет свое внешнее выражение и за-крепление в виде нормативных актов, прецедентов, нормативных договоров.

Право охраняется и защищается государством.

Понятие и сущность права. Право, как и другие социальные нор-мы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. Приори-тет права над другими социальными нормами объясняется, прежде всего, тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества.


Право представляет собой систему правил, установленных государ-ством либо принятых в установленном им порядке населением либо него-сударственными органами и организациями. В этом принципиальное отли-чие права от всех остальных социальных норм. Соответственно государст-во выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.

Право представляет собой упорядоченную, логически стройную сис-тему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных пись-менных источниках.

Определение права дается в ст. 1 Закона «О нормативных правовых ак-тах Республики Беларусь»: «Право – система общеобязательных правил по-ведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государст-вом в целях регулирования общественных отношений».

Одним из основных условий эффективного действия норм права яв-ляется их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование обще-ственных отношений.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах – нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения, предписания правотворческих органов или долж-ностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только их обязательное закрепление в письменных источниках, но и опубликование для широкого круга лиц.

Формальная определенность норм права является их необходимым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается другое свойство права – его общеобязательность.

Общеобязательность права означает, что все лица, кого касаются нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или исполнять.

Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуществления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны.

Нормативность в указанном значении представляет собой действие права как регулирующей системы, состоящей из нормативных принципов и предписаний, правил поведения общего характера, распространяющихся на всех и каждого, на любой круг лиц в данном государстве, а также спо-собность права в соответствии с предписаниями закона охватить по фик-сированным признакам любой круг явлений и процессов.

Наряду с нормативностью не менее важным свойством права, выра-жающим его принципиальные особенности, качества, являются опреде-ленность содержания и государственная обеспеченность.


Определенность содержания, т. е. одно из существенных проявлений определенности права в целом, представляет собой способность права (главным образом при помощи письменных нормативных документов – законов, иных источников права) предельно точно фиксировать в форма-лизованном виде необходимые стороны и грани детали и подробности внешнего поведения лиц, их поступков, в том числе самым точным обра-зом определять границы внешней свободы, а также последствия наруше-ния этих границ.

Государственная обеспеченность – прочность, надежность, высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (глав-ным образом, при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «переводить» его в реаль-ные жизненные отношения, что позволяет обществу или личности при по-мощи юридических механизмов «настоять на своем», добиться реального результата, обозначенного правом.

Понятие права в субъективном и объективном смысле. Право в субъективном смысле – это обеспеченная законом мера возможного поведе-ния граждан или организаций, направленная на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов. Субъективные права связаны с возможно-стями или свободой поведения, принадлежащих лицам, субъектам, как бы «прикрепленных» к субъектам; отсюда и название – права субъективные. Субъективные юридические права (а также обязанности, ответственность) возникают и действуют на основе законов, общеобязательных норм.

Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т. е. об-щая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное право как элемент конкретного правоотношения возникает на основании юридического факта.

Субъективное право включает, как возможность самостоятельно со-вершать определенные действия (поведения), так и возможность требовать определенного поведения от другого лица, поскольку такое поведение обу-словливает осуществление субъективного права.

Юридическая область жизни общества характеризуется тем, что в ней наряду с категорией субъективного права существует объективное право, т. е. особое социальное образование, особый институт общества в целом, существующий в одном ряду (и в тесном взаимодействии) с такими институтами общества, как государство, демократия, мораль.

Объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а су-ществует как объективный факт – действующее наличное образование все-го общества. Его называют также позитивным правом. В отличие от мора-ли, обычаев и особенно требований естественного права объективное пра-


во является «позитивным», потому что определенные нормы поведения специально создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого импера-тивного критерия для обязательного поведения.

Одна из основных особенностей объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей заключается в том, что оно представляет собой нормативное образование, т. е. состоит из юридиче-ских норм, из которых образуется право конкретной страны.

Юридическая норма – это общеобязательное правило поведения, вы-раженное в законах, иных признаваемых государством источниках и вы-ступающее в качестве основания и критерия правомерно дозволенного с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанно-го) поведения субъектов права.

Принципы права: понятие и виды. Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения и ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права.

Они пронизывают собой всю правовую жизнь общества и характери-зуют не только сущность, но и содержание права, а также весь процесс его применения.

Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Принципы права объективно обусловлены экономическим и соци-ально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером политического и государственного режима.

Принципы права присущи любой правовой системе. Как правило, они закрепляются или же прямо в законодательных актах (статьях, преам-булах и т.д.) или заполняют собой содержание правовых норм.

К разряду специально-юридических принципов относят следующие ос-новные начала современных правовых систем или их исходные положения:

- принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед иными социальными нормами;

- принцип подразделения правовой системы государства на пуб-личное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и ин-ституты права;

- принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую сис-тему права и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;


- принцип соответствия между объективным и субъективным пра-вом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

- принцип социальной свободы, выраженный в системе субъектив-ных прав субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;

- принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законо-дательства деятельности всех должностных лиц государственных органов;

- принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответствен-ности допущенному правонарушению;

- принцип юридической ответственности только за виновное проти-воправное поведение и признание каждого невиновным до тех пор, пока ви-на его не будет установлена в судебном порядке; презумпция невиновности;

- принцип недопустимости обратной силы законов, устанавли-вающих новую или более тяжелую юридическую ответственность и гу-манность наказания, способствующего исправлению осужденного.

Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяют-ся также межотраслевые и отраслевые принципы права.

Межотраслевые принципы охватывают собой две или более отраслей права, являющихся преимущественно смежными (уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полно-стью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику.

Отраслевые принципы права распространяются лишь на отдельные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное и т.д. Соответ-ственно на их основе создаются и реализуются лишь нормы, составляющие только данную отрасль права.

Функции права: понятие и классификация. Назначение права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором – определять, упорядо-чивать и охранять существующие общественные отношения и порядки.

Выделяют следующие функции права как регулятора:

- воспроизводство данной социальной системы;

- утверждение в жизни общества нормативных начал;

- регулятивное правовое воздействие на общественные отношения. Воспроизводство системы как функция права обусловлено утвер-

дившейся в современной науке теорией систем, когда и все общество, и его подразделения научно интерпретируются как сложные социальные систе-


мы. В частности, с представлениями о том, что социальные системы отли-чаются (или должны отличаться) устойчивостью, непрерывностью сущест-вования и действием во времени с вытекающей отсюда необходимостью наличия в социальных системах, в том числе и в обществе в целом, особых механизмов, призванных реализовывать и поддерживать устойчивость и непрерывность функционирования в заданных параметрах общества.

В связи с этим объективное право (в силу его органической связи с законом) наряду с другими институтами человеческой культуры право-мерно рассматривать как такого рода механизм.

Такие свойства права как всеобщая нормативность, способность строго фиксировать по содержанию возможное и должное поведение лю-дей и силой государственного принуждения обеспечивать его – все это как бы специально приспособлено для того, чтобы сложившиеся в обществе отношения надежно сохранялись такими, «как они есть», и чтобы они в стабильном и устойчивом виде непрерывно функционировали во времени.

Утверждение в жизни общества нормативных начал имеет объектив-ную потребность, поскольку любое человеческое сообщество нуждается не просто в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений, но и в том, что бы это соответствовало законам природы и одновременно законам существования и функционирования человеческого сообщества, разумно формируемых начал целесообразности. А все это включает необходимость известного ритма, цикличности, повторяемости и главное, что бы они вошли в саму плоть жизни людей, стали законом в че-ловеческом бытии.

Регулятивное назначение права выражено в том, чтобы в соответст-вии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность для жизни сообщества.

В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал в жизни общества само право предстает в виде нормативной регулирующей систе-мы, имеющей глубокое правовое содержание и построенной на единых правовых принципах и общих положениях.

Регулятивное воздействие права ограничено определенными направ-лениями. Главные из них вытекают из решающего предназначения права: быть общеобязательным критерием правомерного поведения и в этом от-ношении оптимальной формой для определения и сохранения границ сво-боды людей.

Достижение указанной задачи предполагает развитие и эффективное функционирование всех отраслей объективного права, как тех, которые преимущественно направлены на точное и строгое фиксирование через


систему прав и обязанностей границ поведения (конституционное право, гражданское право, ряд институтов административного и трудового пра-ва), так и тех, которые обеспечивают «сохранение границ» в свободном поведении людей. А значит – охрану и защиту правопорядка, в том числе с помощью мер гражданской, административной, уголовной ответственно-сти, а также процедур и порядка применения юридических санкций.

Типы права: различные подходы. Типология права – это его спе-цифическая классификация, производимая в основном с позиции следую-щих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма-ция). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне-нию представителей данного подхода, решающим фактором общественно-го развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроеч-ных элементов: государство и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовла-дельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

Достоинство:

- продуктивна идея разделения права на основе социально-
экономических факторов, которые действительно весьма существенно
влияют на общество.

Слабая сторона:

- формационный подход не позволяет в должной мере учесть кон-
кретно-историческую, культурно-национальную и специально-юриди-
ческую специфику права.

В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, спе-циально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права:

1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая со-вокупность права – юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства);

2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования).

Различают следующие правовые семьи общественного права: рома-но-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юри-дические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.


Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.

Правовая система общества: понятие и структура. Познание сущности и социальной природы права обусловливает поиск общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих нацио-нальных систем права.

Понятие «национальная правовая система» является одним из наи-более широких по содержанию и включает в себя всю, без исключения, со-вокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо от-дельно взятой стране.

В каждой стран действует свое право, своя национальная (нацио-нально-государственная) система позитивного права, имеющая свою спе-цифику и индивидуальные особенности.

Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Известный французский юрист Р. Давид, специалист в области срав-нительного изучения права, подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как «правовые семьи» «семьи систем права». Это наименование широко используется и в нашей литературе.

В своей классификации различных национальных систем позитивно-го права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи» «семьи систем права») Р. Давид исходит из двух критериев, рассматриваемых и учитываемых в их совокупности:

1) юридико-технического критерия (источники права, структура дей-ствующего права, юридическая терминология, правовые принципы, кон-цепции, конструкции, методы и практика работы юристов и т. д.);

2) идеологического критерия (философские, политические и эконо-мические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Такой подход позволяет понимать под национальной правовой систе-мой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, право реа-лизации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежа-щее функционирование и совершенствование действующих норм права.

С учетом приведенных критериев была предложена следующая классификация «правовых семей современного мира»:

1) романо-германская правовая семья;

2) семья общего права;


3) семья социалистических систем права;

4) религиозные системы (мусульманское право).

Причины и пути возникновения государства. Вопрос о причине возникновения государства остается до сих пор в науке весьма дискусси-онным. История и этнография периодически предоставляют новые сведе-ния о развитии человеческого общества.

Учеными доказано, что человек современного типа существует око-ло 40 тысяч лет, тогда как первые государственные образования появились лишь около 5 тысяч лет назад. Следовательно, долгое время неоантропы (люди современного типа) существовали без государства.

Самыми ранними формами объединения предков современного чело-века были отдельные семьи, которые впоследствии образовали первобытные стада охотников эпохи каменного века. Далее эти стадные группы людей ста-ли сливаться и образовывать человеческие коллективы, которые состояли из кровных родственников и обладали сплоченностью, организованностью и социальной устойчивостью. Так началась история первобытного рода.

Дальнейшее эволюционное развитие человека обусловило переход от присваивающей к производящей экономике, что послужило толчком к трем крупным разделениям труда – отделению скотоводства от земледе-лия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере тор-говли. Все это привело к возрастанию мужского труда – матриархат сме-нил патриархат. Появление прибавочного продукта стало основой товаро-обмена, что, в свою очередь, вело к дальнейшему имущественному рас-слоению людей. Интересы отдельных патриархальных семей перестали полностью совпадать с интересами рода.

Появление государства обусловлено не только развитием материаль-ного производства, но и эволюцией самого человека. В частности, сущест-венное влияние на развитие общества сыграл запрет инцеста (кровосмеше-ния). С одной стороны, он способствовал физическому совершенствова-нию индивида. С другой стороны, привел к появлению специальных лиц, следивших за соблюдением данного запрета. По мнению ряда ученых, эти родовые органы были зачатками зарождающейся государственности.

Формирование государства – сложный длительный процесс, который у различных народов идет по-разному. Ф. Энгельс своей работе «Проис-хождение семьи, частной собственности и государства» выделил три ос-новные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

Возникновение государства в Афинах шло классическим путем. Свою роль «сыграли» внутренние противоречия, обусловленные появле-нием частной собственности и антагонистических классов.


Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями и плебеями. У древних германцев главным государст-венно-образующим фактором стали завоевательные войны.

Таким образом, на формирование государства оказали влияние раз-личные факторы. Все они обострили социальные противоречия. Перво-бытнообщинная организация жизни изжила себя, а на смену ей закономер-но пришло государство как особая организация публичной власти, стоящая над обществом.

Признаки государства. В процессе теоретического осмысления го-сударственно-правовой действительности многие ученые пытались выде-лить основные признаки государства. Считается, что классические призна-ки государственного образования были сформулированы Ф. Энгельсом в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Первый названный им признак – это территориальное деление насе-ления. Вторая отличительная черта государства, по Энгельсу, – это учреж-дение публичной власти. Такая публичная власть существует в каждом го-сударстве в виде вооруженных людей, тюрем и различного рода принуди-тельных учреждений. Для содержания такой власти необходимы налоги и займы, которые являются следующим признаком государства.

Основные классические признаки государства получили свое даль-нейшее развитие. Они значительно обогатились как с количественной, так и с содержательной сторон. Сегодняшние исследователи выделяют сле-дующий перечень признаков государства:

1) наличие публичной власти (этот признак означает, что власть ор-ганизационно оформлена и не персонифицирована, она выступает единст-венным представителем всего общества);

2) территориальная организация населения (государственная власть имеет пространственные пределы своего осуществления);

3) государственный суверенитет (независимость государства внутри страны и на международной арене);

4) легитимность власти (опора власти на народ);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: