Правовые основы налоговой системы Республики Беларусь

В действующем налоговом законодательстве Республики Беларусь термин «налоговая система» не закреплен. В юридической науке сущест-вует несколько подходов к определению понятия налоговая система. С од-ной стороны, налоговая система рассматривается как совокупность нало-гов, сборов, платежей, закрепленных в законодательстве. С другой сторо-ны, налоговая система – это и процессуальные отношения по установле-нию, изменению, отмене налогов, сборов, пошлин, обеспечению их упла-ты, организации контроля и ответственности за нарушение налогового за-конодательства. Совокупность данных подходов позволяет дать полное определение понятия налоговой системы.

Правовые основы налоговой системы закреплены, прежде всего, в Конституции Республики Беларусь. Она закрепляет: обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государствен-ных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56); полномочия Палаты представителей Национального со-брания Республики Беларусь по рассмотрению проектов законов об уста-новлении республиканских налогов и сборов (ч. 2 ст. 97); исключительную компетенцию местных Советов депутатов по установлению в соответствии с законом местных налогов и сборов (ст. 121); принцип единства налого-вой политики на территории Республики Беларусь (ч. 2 ст. 132). Указанные конституционные нормы конкретизированы в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу 1 января 2004 г.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК) закрепляет совокуп-ность налогов, сборов и пошлин, составляющих налоговую систему Рес-публики Беларусь (в узком смысле). Так, в ст. 8 НК закреплены следующие виды республиканских налогов, сборов (пошлин): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный на-лог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей при-родных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные нало-


ги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистра-ционные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

В ст. 9 НК закреплены виды местных налогов и сборов: налог с роз-ничных продаж, налог за услуги, налог на рекламу, сборы с пользователей.

Данные виды налогов формируют общий режим налогообложения. Необходимо учитывать, что в Республике Беларусь используются также особые режимы налогообложения, которые также являются элементами налоговой системы (ст. 10 НК): упрощенная система налогообложения; на-логообложение в свободных экономических зонах; налог на игорный биз-нес; налог на лотерейную деятельность; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных пред-принимателей и иных физических лиц; налогообложение отдельных кате-горий плательщиков.

Указанные статьи вступят в силу с введением в действие Особенной части НК Республики Беларусь. В настоящее время в законодательстве Рес-публики Беларусь отсутствуют нормы, четко определяющие совокупность республиканских налогов, сборов (пошлин), взимаемых на территории на-шей страны. Виды местных налогов и сборов, которые могут вводится в Республике Беларусь, ежегодно устанавливаются законом о бюджете на со-ответствующий год. В 2005 г. областные, Минский городской Советы депу-татов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вво-дить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы: налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги, целевые сборы, сборы с пользовате-лей, сбор с заготовителей, курортный сбор, сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска, налог на приобретение бензина и дизельного топлива.

До принятия Особенной части НК каждый вид республиканского на-лога, сбора (пошлины) регламентируется специальным законодательным актом. Так, порядок взимания налога на добавленную стоимость установ-лен в Законе Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19 декабря 1991 г., налога на прибыль – в Законе Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22 декабря 1991 г., экологического налога – в Законе Республики Беларусь «О налоге за пользование природ-ными ресурсами (экологический налог)» от 23 декабря 1991 г. и т. д. Исключение составляет чрезвычайный налог, который ежегодно преду-сматривается в законе о бюджете на соответствующий год. Существенную роль в регулировании налоговых отношений играют нормативные акты,


издаваемые Президентом Республики Беларусь. Среди них особое место занимают декреты, посредством которых в Республике Беларусь устанав-ливаются республиканские налоги и сборы. К примеру, Декретом Прези-дента Республики Беларусь «О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь» от 1 декабря 1998 г. № 21 был установлен налог на игорный бизнес.

Налоговый кодекс Республики Беларусь регулирует и процессуаль-ные отношения по установлению, изменению, отмене налогов, сборов, по-шлин, обеспечению их уплаты, организации налогового контроля.

Установление республиканских налогов, сборов (пошлин) в Респуб-лике Беларусь осуществляется Парламентом и Президентом. При этом в НК предусмотрены определенные ограничения полномочий Парламента по установлению, введению, изменению и прекращению действия респуб-ликанских налогов, сборов (пошлин). Так, в п. 2 ст. 11 НК закреплено: «Законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных на-стоящим Кодексом, или прекращении действия введенных республикан-ских налогов, сборов (пошлин), а также о внесении изменений в дейст-вующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, поряд-ка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его приня-тия. В исключительных случаях указанные законы могут приниматься при уточнении бюджета Республики Беларусь на текущий финансовый (бюджетный) год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным преду-смотренным законом способом». В отношении актов Главы государства подобные ограничения не предусмотрены.

Установление, введение, изменение и прекращение действия мест-ных налогов и сборов осуществляются принятием нормативного правового акта (решения) местного Совета депутатов. При этом нормативные право-вые акты (решения) об установлении, введении и прекращении действия местных налогов и сборов, а также о внесении изменений в действующие местные налоги и сборы в части определения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении соответствующего местного бюджета на очередной финансо-вый (бюджетный) год и вступают в силу не ранее 1 января года, следую-щего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные норма-тивные правовые акты (решения) могут приниматься при уточнении соот-


ветствующего местного бюджета на текущий финансовый (бюджетный) год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубли-кования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным за-коном способом.

Общий порядок исполнения конституционной обязанности платить налоги достаточно подробно регулируется Налоговым кодексом, который содержит отдельный раздел 2, посвященный налоговому обязательству.

Основные положения о налоговом контроле также закреплены в На-логовом кодексе (гл. 9). Детально данные отношения регулируются специ-альный актом налогового законодательства – Инструкцией о порядке орга-низации и проведения проверок налоговыми органами от 29 декабря 2003 г.

В отличие, к примеру, от Налогового кодекса Российской Федера-ции, Налоговый кодекс Республики Беларусь не содержит ни общих поло-жений об ответственности за нарушение налогового законодательства, ни конкретных видов налоговых правонарушений и санкций за их соверше-ние. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими во-просы ответственности за нарушение налогового законодательства, явля-ются Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» от 22 января 2004 г. № 36, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Права и обязанности плательщиков налогов и должностных лиц налоговых органов. Основными участниками налоговых правоотношений являются плательщики налогов, сборов (пошлин), а также налоговые орга-ны. Основные права и обязанности данных субъектов определены в Нало-говом кодексе Республики Беларусь.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Основными видами плательщиков являются:

1) организации;

2) физические лица. Плательщик имеет право:

1) получать от налоговых органов по месту постановки на учет бес-платную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщи-ков, налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных госу-дарственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;


3) представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

4) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в по-рядке, установленных актами налогового законодательства;

5) на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взы-сканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

6) присутствовать при проведении налоговой проверки;

7) получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые ор-ганы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате нало-гов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам прове-денных налоговых проверок;

8) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отно-шении плательщиков;

9) требовать соблюдения налоговой тайны;

10) обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

11) на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их долж-ностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Данный перечень не является исчерпывающим, т. е. плательщики имеют также иные права, установленные актами налогового законодатель-ства. Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанно-стями налоговых органов. При этом плательщикам гарантируется админи-стративная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом актами законодательства.

Плательщик обязан:

1) уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

2) стать на учет в налоговых органах;

3) вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

4) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые дек-ларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;


5) вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолжен-ности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налого-вый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с переме-щением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (далее – таможенные платежи), и в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшим для проведения выездной налоговой проверки, возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предостав-ление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходи-мой документации;

7) подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с факта-ми, изложенными в акте налоговой проверки, возражения по этому акту представляются в установленный срок;

8) выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

9) сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

- об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке;

- об участии в белорусской или иностранной организации;

- о принятии решения о ликвидации или реорганизации организа-ции, а индивидуальным предпринимателем – о прекращении предприни-мательской деятельности;

- об обособленных подразделениях организации;

- об изменении места нахождения организации или места житель-ства индивидуального предпринимателя;

10) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использо-вание налоговых льгот;

11) обеспечивать в течение сроков, установленных законодательст-вом, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расхо-дов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;


12) обеспечивать наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах продажи, а также докумен-тов, подтверждающих отпуск товаров из мест хранения в места продажи;

13) при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обес-печивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом за-конодательством;

14) являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных Налоговым кодексом, удержи-вать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины).

Указанный перечень также не является исчерпывающим. На пла-тельщика возлагаются также другие обязанности, установленные актами налогового законодательства.

Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений явля-ются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную полити-ку и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

Система налоговых органов Республики Беларусь включает Министер-ство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных за-конодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) яв-ляется республиканским органом государственного управления, проводя-щим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборо-том алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алко-гольных напитков и табачных изделий и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вправе издавать в соответствии с Налоговым кодексом и (или) другими актами налогового законодательства нормативные правовые акты, обязательные для исполне-ния плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами.


Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компе-тенции имеют право:

1) получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов или сборов (пошлин) документы (их ко-пии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества пла-тельщика (иного обязанного лица);

2) вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о дея-тельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

3) заявлять ходатайства:

- о ликвидации организаций и прекращении деятельности индиви-дуальных предпринимателей;

- о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных ви-дов деятельности;

4) в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления), предусмотренные законодательством;

5) получать от других государственных органов, организаций и фи-зических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

6) при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтер-ские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисле-ния и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у под-отчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, уста-новленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр на-ходящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

7) взыскивать в установленном порядке неуплаченные (не полно-стью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

8) приостанавливать в случаях, установленных Налоговым кодек-сом, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

9) доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих нало-говую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обя-занного лица);


10) назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обя-занного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения докумен-тов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

11) в целях налогового контроля в порядке, определяемом законода-тельством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должно-стных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях пла-тельщика (иного обязанного лица);

12) вносить в компетентные органы предложения о приостановле-нии выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

13) проводить в порядке, определяемом законодательством, кон-трольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства и установленно-го порядка приема наличных денежных средств.

14) изымать при проведении выездной налоговой проверки в поряд-ке, установленном Налоговым кодексом, документы плательщика (иного обязанного лица);

15) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, про-изводить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются объектами нарушения налого-вого законодательства.

Налоговые органы имеют также и другие права, установленные за-конодательством.

Первичная обязанность налоговых органов и их должностных лиц – действовать в строгом соответствии с законодательством. Налоговые орга-ны и их должностные лица обязаны:

1) корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;

2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодатель-ства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней;

3) вести учет плательщиков (в установленных случаях – иных обя-занных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;

4) издавать нормативные правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также информировать в пределах своей компетенции плательщиков (иных обязанных лиц) по их запросам;


5) в порядке, установленном налоговым законодательством, прово-дить налоговые проверки;

6) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения платель-щиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения на-логовых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание не-уплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом;

7) требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения вы-явленных нарушений налогового законодательства и контролировать ис-полнение этих требований;

8) в порядке, установленном Налоговым кодексом, осуществлять за-чет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм нало-гов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

9) передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым законодательством сроки лично (под расписку) либо иным спо-собом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате на-правления соответствующей заказной корреспонденции по месту житель-ства физического лица или по месту нахождения организации;

10) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о пла-тельщиках (иных обязанных лицах);

11) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную ин-формацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

12) вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (по-шлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством;

13) передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений законодательства, за кото-рые предусмотрена уголовная ответственность;

14) отменять не соответствующие законодательству решения ниже-стоящих налоговых органов.

Налоговые органы несут также и другие обязанности, определенные законодательными актами. Таким образом, Налоговый кодекс не устанав-ливает исчерпывающих перечней прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц.


Понятие и виды юридической ответственности за нарушение на-логового законодательства. Юридическая ответственность является га-рантией предотвращения нарушений в сфере налогообложения и устране-ния их неблагоприятных последствий. Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства – это система принудительных мер воздействия, применяемых к нарушителям налогового законодатель-ства в установленных законодательством случаях и порядке. Меры юриди-ческой ответственности применяются специально уполномоченными на то государственными органами (их должностными лицами). Наступление от-ветственности связывается с применением к правонарушителю за проти-воправное деяние таких санкций, которые влекут для него дополнительные обременения. В налоговой сфере такие обременения носят, главным обра-зом, имущественный характер.

Анализ действующего налогового законодательства позволяет сде-лать вывод о том, что не может рассматриваться в качестве мер ответст-венности взыскание недоимки по налогу, поскольку в данном случае речь идет о принудительном осуществлении тех действий, которые плательщик и так обязан совершить в силу лежащей на нем налоговой обязанности. В этой связи в п. 3 ст. 37 НК Республики Беларусь специально устанавлива-ется, что исполнение налогового обязательства осуществляется платель-щиком (иным обязанным лицом) независимо от привлечения его к ответ-ственности за нарушение законодательства. Таким образом, и привлечение налогового агента к ответственности не освобождает его от обязанности перечислить соответствующие суммы налога в бюджет.

Наряду с этим п. 1.3 ст. 49 Налогового кодекса выводит за рамки от-ветственности также обязанность плательщиков (иных обязанных лиц) по уплате пеней за просрочку исполнения налогового обязательства. В на-стоящее время законодатель рассматривает денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установ-ленными налоговым законодательством в качестве одного из способов обеспечения исполнения налогового обязательства. Сумма пеней уплачи-вается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Такое решение законодателя приводит к возможности применения одновременно двух различных видов имущест-венных обременений лица: в виде пеней и в виде штрафов. Вместе с тем они, также как и штрафы, связаны с дополнительными имущественными


обременениями для правонарушителя и призваны способствовать предот-вращению нарушений, что позволяет теоретически рассматривать их как дополнительную меру юридической ответственности.

Цель юридической ответственности – в пресечении и предупрежде-нии правонарушений в данной сфере общественных отношений.

Основанием привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является совершение налогового правонарушения, ко-торое представляет собой противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее испол-нение налогоплательщиком или иным обязанным лицом норм налогового права, за которое законодательством предусмотрены меры ответственности.

Действующее налоговое законодательство позволяет выделить три вида ответственности, применяемой за нарушение налогового законодательства:

1) экономическую (финансовую);

2) Административную;

3) уголовную.

Вопрос о правовой природе экономической ответственности, преду-смотренной за нарушение налогового законодательства, является дискус-сионным. Исследование специфики экономической (финансовой) ответст-венности позволило ряду авторов утверждать, что она может рассматри-ваться в качестве особой разновидности административной ответственно-сти, либо является выражением самостоятельного вида юридической от-ветственности. В связи с этим в научной литературе последних лет все ча-ще встречается понятие финансово-правовой ответственности.

Научные споры о месте экономической ответственности в системе юридической ответственности были особо актуальны до принятия Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. В соответствии с данным Кодексом налоговое правонарушение рас-сматривается как разновидность административного правонарушения, за который, соответственно, применяется административная ответственность.

Однако, до вступления Кодекса Республики Беларусь об админист-ративных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. в силу в Республике Бела-русь применяется экономическая ответственность к нарушителям налого-вого законодательства.

Экономическая ответственность – установленные актами законо-дательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего ис-полнения субъектом предпринимательской деятельности актов законода-тельства в сфере экономических отношений.


Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» от 22 января 2004 г. № 36 закреп-ляет конкретные правонарушения в сфере налогообложения и меры эко-номической ответственности за их совершение.

Специфика экономической ответственности за отдельные виды нало-говых правонарушений выражается в ее непосредственной направленности на возмещение финансовых потерь государства на этапе формирования ими фондов денежных средств (бюджетов) в качестве финансовой базы собственной деятельности.

Характерным в этих случаях становится и построение налоговой санкции. Размер применяемого к нарушителю штрафа устанавливается, ко-гда это возможно, в зависимости от величины причиненного государству реального ущерба, выражающегося, прежде всего, в виде недополученных им налоговых доходов. Например, осуществление деятельности организа-цией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в на-логовом органе влечет наложение штрафа на индивидуального предприни-мателя в размере двадцати процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее двадцати базовых величин, на юридиче-ское лицо – в размере двадцати процентов от доходов, полученных в ре-зультате такой деятельности, но не менее семидесяти базовых величин.

Особенность экономической ответственности за нарушение налого-вого законодательства заключается также в порядке ее применения и про-цедуре обжалования соответствующих решений и действий налоговых ор-ганов и их должностных лиц.

Кроме того, особенность экономической ответственности за наруше-ние налогового законодательства заключается в субъектах, к которым мо-гут быть применены экономические санкции – это индивидуальные пред-приниматели и юридические лица.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных пра-вонарушениях от 21 апреля 2003 г. а дминистративная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юри-дическому лицу, признанному виновным и подлежащему административ-ной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена за следующие налоговые правонарушения:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока представления информации об открытии (за-крытии) счета в банке;


- нарушение срока представления налоговой декларации (расчета);

- нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;

- неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины);

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины);

- непредставление налоговому органу документов, сведений для осуще-ствления налогового контроля и отказ от подписания акта налоговой проверки;

- нарушение банком порядка открытия счета плательщику;

- нарушение порядка и срока исполнения поручения, решений нало-гового и таможенного органа о перечислении налога, сбора (пошлины), пени;

- неисполнение банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента;

- незаконные начисление и выплата премий.

За совершение административных налоговых правонарушений пре-дусмотрены следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф.

Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступле-ние, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголов-ной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответст-венность за преступления в сфере налогообложения в ст. 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов».

Объектом налогового преступления являются общественные отноше-ния, связанные с выполнением обязанности по уплате налогов. Объективная сторона преступления – действия, выразившиеся в уклонении от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расче-та) или внесения в нее заведомо ложных сведений. Объективная сторона ха-рактеризуется также определенными последствиями указанных деяний – причинение ущерба в крупном и особо крупном размере. Крупным разме-ром ущерба признается размер (ущерб) на сумму, в двести пятьдесят и бо-лее раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (ущербом) – в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.


Субъектами преступления являются физические лица (в том числе должностные). Уголовной ответственности за нарушение налогового зако-нодательства подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступ-ления шестнадцатилетнего возраста. Субъективная сторона налогового преступления характеризуется умышленной формой вины.

К лицам, совершившим налоговые преступления, могут быть приме-нены следующие основные наказания: штраф, лишение права занимать оп-ределенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, ограничение свободы, лишение свободы.

План семинарского занятия

1. Понятие налога, его юридическая конструкция и виды.

2. Правовые основы налоговой системы Республики Беларусь.

3. Права и обязанности плательщиков налогов и должностных лиц налоговых органов.

4. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение на-логового законодательства.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятий «налог» и «сбор» и укажите их общие черты и отличия.

2. Назовите основной налоговый закон Республики Беларусь и дайте ему общую характеристику.

3. Назовите основные элементы юридической конструкции налога.

4. Перечислите республиканские налоги и сборы, установленные в Республике Беларусь.

5. Перечислите местные налоги и сборы, которые могут быть уста-новлены в Республике Беларусь.

6. Какой орган в Республике Беларусь осуществляет государствен-ное регулирование и управление в сфере налогообложения? Назовите его основные полномочия и функции.

7. Перечислите права плательщиков налогов.

8. Назовите основные обязанности плательщиков налогов.

9. Какими правами обладают должностные лица налоговых органов?

10.Перечислите обязанности должностных лиц налоговых органов.

11.Назовите основные виды налоговых правонарушений.


12.В каких случаях плательщики несут уголовную ответственность за нарушение норм налогового законодательства?

13.За какие налоговые правонарушения предусмотрена администра-тивная ответственность?

14.В чем особенность экономической ответственности за нарушение налогового законодательства?

Задачи

1. Иванов Н.Н. имеет троих детей – 2-х, 10-ти и 18-ти лет. Старший
сын служит в армии. Жена находится в отпуске по уходу за ребенком, при
этом получает на него государственное пособие.

В 2005 году Иванов Н.Н. получил доход в размере 400 среднемесяч-ных базовых величин. По месту основной работы им получено 350 сред-немесячных базовых величин (из них 40 среднемесячных базовых величин – материальная помощь). 50 среднемесячных базовых величин Иванов Н.Н. получил от продажи мотоцикла.

Исчислите совокупный годовой доход Иванова Н.Н., который под-лежит обложению подоходным налогом (в среднемесячных базовых вели-чинах). Обязан ли Иванов Н.Н. подавать в налоговые органы декларацию о совокупном годовом доходе за 2005 год?

2. В 2005 г. Ковалев И.И. получал доходы из следующих источников:

1) 250 среднемесячных базовых величин – заработная плата по ос-новному месту работы;

2) 70 среднемесячных базовых величин – подарок на юбилей от пред-приятия, на котором Ковалев И.И. работал на протяжении 1985 – 2000 гг.;

3) 100 среднемесячных базовых величин – от продажи гаража;

3 марта Ковалев И.И. представил в налоговую инспекцию деклара-цию о совокупном годовом доходе, в которой не были указаны доходы, полученные в качестве подарка на юбилей от предприятия. 10 мая Ковалев И.И. уплатил сумму налога, исчисленную в соответствии с поданной дек-ларацией. 10 июня Ковалеву И.И. было предъявлено извещение налоговой инспекции об уплате 70 среднемесячных минимальных заработных плат сокрытого дохода.

Оцените ситуацию. Правомерны ли требования налоговой инспекции?


3. Предприятие в декабре 2005 г. оказало своему работнику матери-
альную помощь в размере 1000000 рублей. При этом подоходный налог с
данной суммы не был удержан.

Проанализируйте ситуацию. Нарушены ли в данном случае нормы налогового законодательства?

Какие субъекты могут быть привлечены в ответственности? Уточните виды ответственности.

4. Из-за болезни главного бухгалтера предприятие не представило в
срок необходимый бухгалтерский отчет в налоговые органы. В этой связи
налоговыми органами был наложен административный штраф на руково-
дителя предприятия, а также применены экономические санкции к пред-
приятию. Главный бухгалтер по уважительной причине был освобожден от
административной ответственности.

Оцените ситуацию. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

5. Пенсионер Сидоров А.А. продал в 1999 г. квартиру и гараж в г.
Новополоцке и приобрел жилой дом и гараж в г. Верхнедвинске. В 2001 г.
Сидоров А.А. продал автомобиль и гараж, получив от продажи доход в
размере 110 среднемесячных базовых величин.

Пенсия Сидорова А.А. составила в 2001 г. 120 среднемесячных базовых величин. Кроме того, Сидоров А.А. в 2001 г. получал материальную помощь по месту прежней работы в размере 10 среднемесячных базовых величин.

Какие доходы Сидорова А.А. за 2001 г. подлежат обложению подо-ходным налогом?

Обязан ли Сидоров А.А. подавать декларацию о совокупном годовом доходе в налоговые органы?

6. Петров И.И. является гражданином Литвы. В 2005 г. в течение
трех месяцев он проживал в Республике Беларусь. В данный период им
было получен доход от оказанных для белорусского предпринимателя ус-
луг в размере 200 среднемесячных минимальных заработных плат. Трудо-
вой договор Петров И.И. с предпринимателем не заключал.

Проанализируйте ситуацию.

В каком порядке Петров И.И. должен уплатить подоходный налог за данный период?

По какой ставке должен исчисляться налог?


Литература

1. Финансовое право Беларуси: Учеб. пособие. – Мн.: «Завигар», 1997.

2. Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 1996.

3. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. – М.: Изда-тельство БЕК, 1995.

4. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юрист, 1999.

5. Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А. Налоговое право Республики Беларусь. – Мн.: Тесей, 2002.

6. Ханкевич Л.А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь: Учеб. пособие. – Мн.: РИВШ БГУ, 1999.

7. Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения. – Мн., 2000.

8. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина – М.: Аналитика-Пресс, 1998.

9. Гуреев В.И. Налоговое право. – М.: Экономика, 1995.

10.Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА М, 1997.

11.Петрова Г.В. Ответственность за нарушение налогового законо-дательства. – М.: ИНФРА М, 1995.

12.Основы налогового права: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Инвест Фонд, 1995.

13.Государственный бюджет: Учеб. пособие. / Под общ. ред. М.И. Ткачук. – Мн.: Выш. шк., 1995.

14.Козырин А.М. Налоговое право зарубежных стран: вопросы тео-рии и практики. – М.: Манускрипт, 1993.

15.Маньковский И.А. Налоги и хозяйственная деятельность / Под ред. В.И. Семенкова. – Мн.: Веды, 1999.

16.Маньковский И.А. Юридические лица и налоговые правоотноше-ния. – Мн.: ПолиБиг, 1999.

17.Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. – М., 1995.

18.Мороз Л.Н. Налоги: проблема правового регулирования / Под ред. В.И. Семенкова. – Мн.: Веды, 1999.

19.Налоги: Учебник / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др. / Под общ.ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000.

20.Налоги: Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Черника. – М.,1995.

21.Налогообложение в Республике Беларусь: Сборник нормативных актов: В 3ч. – Мн., 2000.


22.Сборник международных договоров об избежании двойного на-логообложения. Международные соглашения Республики Беларусь / Сост. Л.Е. Астапович и др. – Мн.: Амалфея, 1997.

23.Стасенко В.А. Налоговая политика и создание оптимальной нало-говой системы Республики Беларусь. – Мн.: Парадокс, 1996.

24.Кодекс Республики Беларусь об административных правонаруше-ниях от 6 декабря 1984 г. № 4048-X // Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Со-вета Министров Белорусской ССР. – 1984. – № 35. – Ст. 505.

25.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн., 1997.

26.Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть). Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З // Национальный ре-естр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 4, 2/920.

27.О бюджете Республики Беларусь на 2004 г. Закон Республики Бе-ларусь от 29 декабря 2003 г. № 259-З // Национальный реестр правовых ак-тов Республики Беларусь. – 2004. – № 3, 2/1008.

28.О бюджете Республики Беларусь на 2005 г. Закон Республики Бе-ларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-З // Национальный реестр правовых ак-тов Республики Беларусь. – 2004. – № 189, 2/1088.

29.О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений. Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. № 36 // Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 18, 1/5269

30.О налогах на доходы и прибыль. Закон Республики Беларусь от 22.12.1991 г. // Ведомости ВС РБ. – 1992. – № 4.

31.О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог). Закон Республики Беларусь от 23.12.1991. // Ведомости ВС РБ. – 1992. – № 3.

32.О налоге на добавленную стоимость. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 г. // Ведомости ВС РБ. – 1992. – № 3.

33.О налоге на недвижимость. Закон Республики Беларусь от 23.12.1991г. // Ведомости ВС РБ. – 1992. – № 3.

34.О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 25 марта 2004 г. № 7 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 70, 6/405.

35.О платежах за землю. Закон Республики Беларусь от 18.12.1991. // Ведомости ВС РБ. – 1992. – № 3.


36.О подоходном налоге с физических лиц. Закон Республики Бела-русь от 21.12.1991 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1999. – № 16 – 17. – Ст. 322.

37.О порядке обеспечения исполнения и принудительного исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, а также обеспечения исполнения и принудительного исполнения решений о наложении административных взы-сканий или экономических санкций. Постановление Министерства по нало-гам и сборам Республики Беларусь от 19 декабря 2003 г. № 117 // Националь-ный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 7, 8/10399

38.Об акцизах. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 г. // Ведо-мости ВС РБ. – 1992. – № 3.

39.Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. № 121-3 // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. – 1998. – № 5. – Ст. 24.

40.Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведе-ния проверок налоговыми органами. Постановление Министерства по на-логам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 25, 8/10533.

41.Об утверждении Инструкции о порядке учета плательщиков на-логов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Рес-публики Беларусь. Постановление Министерства по налогам и сборам Рес-публики Беларусь от 31 декабря 2003 г. № 127 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 38, 8/10603.

42.Об утверждении Положения о Государственном реестре платель-щиков (иных обязанных лиц). Постановление Совета Министров Респуб-лики Беларусь от 4 марта 2004 г. № 230. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 39, 5/13901.

43.Об утверждении Типового положения об инспекции Министерст-ва по налогам и сборам. Постановление Министерства по налогам и сбо-рам Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 136 // Национальный ре-естр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 8, 8/7657.

44.Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Бе-ларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001. № 1592. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. – № 105

45.Уголовный кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Бе-ларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 76, 2/50


ТЕМА 24.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИПОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Отношения в области охраны окружающей среды урегулированы самостоятельной правовой отраслью – экологическим правом. Изучение правового регулирования охраны окружающей среды следует начать с оп-ределения структуры экологического права и выделения нормативных правовых актов, обязательных для ознакомления.

Условно экологическое право можно разделить на три части, в кото-рых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.

Первую часть составляет природоохранное (природоохранительное) право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны всех природных объектов как единого целого, специфического комплекса. Объ-ектом правового регулирования выступает окружающая среда, но она яв-ляется не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качествен-но новым их состоянием со сложной цепью экологических взаимосвязей. К природоохранному праву относятся нормы Законов РБ «Об охране окру-жающей среды» от 26.11.1992 г., «О государственной экологической экс-пертизе» от 18.06.1993 г., «Об особо охраняемых природных территориях» от 20.10.1994 г., «О радиационной безопасности» от 05.01.1998 г., «Об от-ходах» от 25.11.1993 г., иные правовые акты. Следует учесть особое значе-ние Закона «Об охране окружающей среды» в системе природоохранного и всего экологического законодательства. Закон является головным, веду-щим правовым актом отрасли, именно он устанавливает круг обществен-ных отношений, признаваемых обществом экологическими или природо-охранительными отношениями. Закон «Об охране окружающей среды» направлен на выполнение следующих задач:

- обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды;

- регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов;

- сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, охрана естественных богатств, природного окружения, ландшаф-тов и других природных комплексов.

Закон содержит базовые положения экологического права, которые детализируются в специальном законодательстве. Поскольку он возглавля-ет систему экологического законодательства, иные правовые акты, напри-


мер, решения Совета Министров, министерств, органов местного управле-ния и самоуправления, регулирующие природоохранительные отношения, принимаются в соответствии и во исполнение Закона «Об охране окру-жающей среды».

Вторая составная часть экологического права включает регулирова-ние правового режима отдельных элементов окружающей среды. Это – природоресурсное (природоресурсовое) право, призванное обеспечить ох-рану и рациональное использование отдельных природных объектов (зе-мель, вод, недр, растительного мира, атмосферного воздуха). Режим ис-пользования и охраны каждого из названных природных объектов урегу-лирован соответствующим законодательным актом: правовой режим зе-мель – Кодексом о земле от 4 января 1999 г.; правовой режим недр – Ко-дексом о недрах от 15 декабря 1997 г.; правовой режим вод – Водным ко-дексом от 15 июля 1998 г.; правовой режим растительного мира – Лесным кодексом от 14 июля 2000 г.; правовой режим животного мира – Законом «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1997 г.; пра-вовой режим атмосферного воздуха – Законом «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г.

При изучении перечисленных правовых актов следует учесть, что природоресурсовые кодексы направлены, в первую очередь, на регулиро-вание хозяйственных отношений по использованию полезных свойств природных объектов. Вопросы правовой охраны природных объектов от загрязнения, засорения, истощения выделены в отдельные главы и разде-лы, а именно: гл. 29 «Охрана земель» Земельного кодекса; раздел 4 «Ра-циональное использование и охрана недр» Кодекса о недрах; раздел 5 «Охрана вод» Водного кодекса; раздел 5 «Охрана и защита государствен-ного лесного фонда» Лесного кодекса.

В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Такие нормы именуются экологизированными, они содержатся в конституционном, административном, уголовном, граждан-ском и иных отраслях права.

В первую очередь необходимо ознакомиться с конституционными нормами, составляющими основу экологических прав и обязанностей гра-ждан. Конституция Республики Беларусь закрепляет право на охрану здо-ровья (ст. 45), право на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 34), право на благоприятную окружающую среду (ст. 46), обя-занность по возмещению вреда, причиненного нарушением этого права,


обязанность граждан охранять окружающую среду (ст. 55), обязанность государственных органов осуществлять контроль за рациональным ис-пользованием природных ресурсов (ст. 46).

Нормы административного права регулируют экологические отно-шения в сфере управления, контроля, административной ответственности. Компетенция государственных органов в сфере экологопользования и охра-ны окружающей среды изложена в ст. 6 Закона РБ «О Совете Министров и подчиненных ему органах государственного управления» от 07.07.1998 г., ст. 34 Закона РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20.02.1991 г., в Положении о Министерстве природных ре-сурсов и охраны окружающей среды РБ, утвержденном Постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 г. № 1586 «О некоторых вопросах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ». По-рядок привлечения к административной ответственности, перечень соста-вов экологических правонарушений дан в гл. 7 Кодекса об административ-ных правонарушениях.

Уголовное право (нормы гл. 26 Уголовного кодекса РБ) устанавлива-ет меры ответственности за совершение экологических преступлений; гражданское право регулирует порядок возмещения вреда окружающей среде и здоровью граждан.

Вопросы правовой охраны окружающей среды урегулированы не только национальным, но и международным правом. Поэтому подлежат изучению основные международные природоохранительные конвенции, участником которых является Республика Беларусь. Это Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстоя-ния (17 ноября 1979 г.); Венская конвенция об охране озонового слоя (22 марта 1985 г.); Конвенция о биологическом разнообразии (5 июня 1992 г.); Конвенция об изменении климата (9 мая 1992 г.), Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (22 марта 1989 г.); Конвенция о доступе к информации, участию в процес-се принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (25 июня 1998 г.).

Эколого-правовое положение человека определено разделом 2 Зако-на «Об охране окружающей среды», где человек рассматривается как субъ-ект воздействия на окружающую природную среду, ответственный за свои действия, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими экологическими правами.


Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем участия в общественных объединениях. Права общественных объединений в области охраны окружающей среды установ-лены в ст. 7, причем их содержание во многом аналогично правам граждан.

Следует знать систему мероприятий, обеспечивающих реализацию экологических прав. Соответствующие гарантии указаны в ст. 8 Закона «Об охране окружающей среды». В их число включены: планирование и нормирование количества окружающей среды, государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного за-конодательства, страхование граждан, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении требований экологической безопасности, и иные меры. По сути, вся система правового регулирования экологических отно-шений является системой правовых гарантий.

При рассмотрении эколого-правового статуса человека целесообразно изучить законодательство об охране здоровья граждан. В этом направлении основным источником экологического права является Закон Республики Бе-ларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии» от 23 ноября 1993 г. в новой редакции от 23 мая 2000 г. Закон регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятных воздействий производ-ственной, бытовой, природной среды. Нормы Закона «О санитарно-эпидемическом благополучии» направлены на охрану здоровья при проек-тировании, строительстве, эксплуатации промышленных и гражданских объектов, при хозяйственном, питьевом водоснабжении населения.

Рассмотрение вопросов правового регулирования охраны окружаю-щей среды невозможно без изучения системы организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и охраны природной сре-ды. К мерам организационно-правового обеспечения относят экономиче-ский механизм охраны окружающей среды, государственную экологиче-скую экспертизу, государственный экологический контроль, нормирование и стандартизацию качества окружающей среды, ведение мониторинга и кадастра. Основы правового регулирования даны в ведущем природо-охранном акте Республики Беларусь – Законе «Об охране окружающей среды». Экономический механизм охраны окружающей среды призван формировать у природопользователя материальную заинтересованность в выполнении предписаний экологического законодательства.

Раздел 4 Закона «Об охране окружающей среды» к мерам экономи-ческого механизма охраны окружающей среды относит:

- финансирование природоохранных мероприятий;

- льготное кредитование и налогообложение природоохранной дея-тельности;


- определение лимитов на пользование природными ресурсами, раз-мещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) в окружающую среду;

- взимание налогов и других платежей за пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и другие виды вред-ного воздействия на окружающую среду;

- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окру-жающей среде и здоровью населения.

Общие положения экономического механизма, заложенные в Законе «Об охране окружающей среды», детализируются в финансовом законода-тельстве: Законе Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами» от 23 декабря 1991 г.; Постановлении Совета Министров «О нормативах платы за размещение отходов» № 176 от 08.02.2001 г., Поста-новлении № 782 от 31.05.2000 г. об утверждении Положения о порядке фор-мирования и использования средств республиканских и местных бюджетных фондов охраны природы, иными нормативными и правовыми актами.

Важное место в системе организационно-правового обеспечения ох-раны окружающей среды занимает государственная экологическая экспер-тиза. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь невозможна реализация ни одного про-екта планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Проведение государственной экологической экспертизы предусмотре-но разделом 8 Закона «Об охране окружающей среды», а также Законом Рес-публики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от 14.07.2000 г. Государственная экологическая экспертиза проводится в целях:

- определения достаточности планируемых мер по охране окру-жающей среды в процессе хозяйственной деятельности;

- определения уровня экологической опасности планируемой дея-тельности;

- предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду.

Экспертизу проводят должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Объектами экспертизы выступают:

- программы отраслевого и территориального социально-экономического развития;

- схемы использования природных ресурсов;

- градостроительная документация;


- проектная документация на строительство, реконструкцию, мо-дернизацию производственных объектов;

- проекты иной деятельности, реализация которой может оказать негативное влияние на состояние окружающей среды.

Соблюдение требований экологической безопасности на стадии реа-лизации проектов, осуществления хозяйственной и иной деятельности при-звана обеспечить система государственного экологического контроля. Базо-вые положения экологического контроля и надзора содержит раздел 12 За-кона «Об охране окружающей среды», детальный порядок организации контроля определен Постановлением Совета Министров Республики Бела-русь № 522 от 1 апреля 1998 г. об утверждении Положения о государствен-ном контроле охраны окружающей среды. Наиболее значительные кон-трольные функции возложены на Министерство природных ресурсов и ох-раны окружающей среды. Особое внимание следует уделить изучению пол-номочий функционирующих при нем инспекций государственного контроля за использованием и охраной атмосферного воздуха, вод, земельных и лес-ных угодий, животного мира и ведением охотничьего хозяйства.

При изучении организационно-правового обеспечения охраны окру-жающей среды следует обратить внимание на установленную систему нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей природной среды. Именно на проверку соблюдения природопользователями таких нормативов направлен государственный экологический контроль. Раздел 7 «Нормативно-техническое и метрологическое обеспечение охраны окружающей среды» головного природоохранного Закона вводит следую-щую систему нормативов: нормативы предельно допустимых концентраций и выбросов загрязняющих веществ, нормативы вредных воздействий на ок-ружающую среду, нормативы радиационной безопасности. Непосредствен-ные показатели нормативов и их описание находятся в технических нормах – ГОСТах и стандартах. При невыполнении нормативно-технических и мет-рологических требований ограничивается, приостанавливается или прекра-щается деятельность нарушителей экологического законодательства.

Для оценки состояния окружающей среды большое значение имеет своевременное установление системы наблюдений за состоянием окру-жающей среды, а также учет количественных, качественных и других ха-рактеристик природных ресурсов. Задача выполняется путем ведения мониторинга и кадастра.

Определения мониторинга и кадастра даны в разделе 6 Закона «Об охране окружающей среды». Мониторинг представляет собой систему на-блюдений за состоянием окружающей среды для своевременной оценки


возможных изменений физических, химических и биологических процес-сов, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водных и других природных объектов, предупреждения и устранения негативных явлений, а также обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об окружающей среде и прогнозирования ее со-стояния. Под кадастром понимается учет количественных, качественных и других характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования.

Виды мониторинга и кадастров, органы, организующие их ведение, содержание кадастровой документации указаны в специальном законода-тельстве – Постановлении Совета Министров о создании национальной сис-темы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь от 20.04.1993 г. и Постановлении Совета Министров о природных кадастрах от 20.04.1993 г. № 248. В Республике Беларусь проводится мониторинг воздуха, воды, ра-диационного загрязнения, выбросов и сбросов, животного мира, леса, опас-ных отходов, медицинский мониторинг. Сведения о правовом, хозяйствен-ном и природном положении природного объекта содержатся в земельном, климатическом, водном, лесном кадастрах, кадастре недр, животного мира, атмосферного воздуха, растительного мира, торфяного фонда, отходов. По каждому виду кадастра принято соответствующее постановление Совета Министров, которым регламентирован кадастровый процесс.

Одной из форм охраны окружающей среды выступает сохранение природных объектов в естественном состоянии. Это достигается путем ус-тановления специального правового режима в отношении природных объ-ектов и территорий. Правовое обеспечение представлено разделом 11 Зако-на «Об охране окружающей среды», а также Законом Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» от 23 мая 2000 г. В Республике Беларусь к особо охраняемым природным объектам относят государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь. Особой охране подлежат также ку-рортные зоны, зоны отдыха, прибрежные полосы, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса, зеленые зо-ны городов и других населенных пунктов, запретные полосы лесов и иные территории в порядке, определяемом законодательством.

Учитывая значительные загрязнения окружающей среды в Респуб-лике Беларусь, вызванные аварией на ЧАЭС, важным институтом нацио-нального экологического законодательства является правовое регулирова-


ние преодоления последствий чернобыльской катастрофы. В связи с этим необходимо изучить Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате ка-тастрофы на ЧАЭС» от 12 ноября 1991 г., Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 5 мая 1998 г., Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности» от 5 января 1998 г.

В экологическом праве существует своя система ответственности, которая имеет следующую конструкцию: действия, нарушающие экологи-ческое законодательство, установлены в самом экологическом законода-тельстве, а меры ответственности – в ином (административном, уголовном, гражданском, трудовом) законодательстве.

Так, например, ст. 61 Закона «Об охране атмосферного воздуха» ус-танавливает действия, нарушающие законодательство в области охраны атмосферного воздуха; ст. 53 Кодекса о недрах приводит перечень нару-шений законодательства о недрах; ст. 96 Водного кодекса описывает на-рушения водного законодательства; ст. 97 Лесного кодекса указывает на круг нарушений лесного законодательства; ст. 68 Закона «Об охране и ис-пользовании животного мира» устанавливает действия, нарушающие зако-нодательство о животном мире. Однако санкции, наступающие в случае совершения действий, запрещенных экологическим законодательством, содержатся в основном в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь.

Глава 7 «Административные правонарушения в области охраны ок-ружающей среды» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает административные меры ответственности за нарушения экологического законодательства: в сфере отношений по ох-ране атмосферного воздуха – стст. 78 – 831; в сфере отношений по охране недр – стст. 57 – 582; в сфере водных отношений – стст. 62 – 771; в сфере земельных отношений – стст. 52 – 563; в сфере охраны животного мира – стст. 86 – 871.

Указанный кодекс не ограничивается установлением ответственно-сти только за нарушение охраны отдельных природных объектов. Сущест-вует ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий, за невыполнение требований за


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: