Заключение. Изложенные в данной работе результаты исследования являются одной из попыток анализа вопросов экономической безопасности

Изложенные в данной работе результаты исследования являются одной из попыток анализа вопросов экономической безопасности. Вместе с тем, очень сложная, противоречивая ситуация в данной проблемной области, являющаяся продолжением положения в стране в целом, требует нетривиальных средств и методов. На основе изучения существующих в отечественной научной литературе точек зрения, лежащих в основном в рамках экономического и юридического подходов, сделан вывод о больших возможностях системного анализа для изучения вопросов как экономической безопасности в целом, так и теневой экономики в частности. Специфика последней заключается в том, что она не является системой с четко заданными функциями и управляющим центром. Соответственно в процессе анализа приходится изучать неинституализированную экономическую систему с механизмами самоуправления и обратной связи. Ее влияние проявляется в достаточно высоких показателях экономической преступности, что существенно ослабляет его экономическую безопасность.

Субъектами экономической безопасности являются различные элементы экономической структуры общества. На региональном уровне это производители и продавцы продукции (от предприятий, фирм до частных лиц), общества потребителей, банки, биржи, страховые компании, налоговые и таможенные службы, фонды различной направленности.

Результаты исследований ряда экономистов подтвердили основное предположение, согласно которому для поддержания экономической безопасности в регионе, защиты его от негативного воздействия теневых экономический процессов необходимо, чтобы угрозы и опасности теневой экономики были нейтрализованы элементами системы безопасности, лежащими на разных иерархических уровнях.

Вместе с тем мы вынуждены были констатировать, что высокий уровень экономического развития региона не обеспечивает соответствующее состояние экономической безопасности. Достаточно высокие показатели состояния экономики в крае сочетаются с высокими показателями экономической преступности и бедности и низкими показателями уровня и качества жизни. Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что регион экономическими методами решить проблему не в состоянии. Необходимо создание системы защиты от угроз, возможно, действующей на уровне общенациональной программы, с разработкой законодательно-правового регулирования теневых экономических процессов. Главенствующую роль при этом на себя должно взять государство.

Разумеется, все эти негативные процессы во многом объясняются общим экономическим кризисом в России. И все же немаловажную роль сыграла пассивная политика местных властей.

Таким образом, в 1991- 2001 годах - времени наиболее интенсивного реформирования российского общества, в одном из важнейших сибирских регионов — Красноярском крае происходили процессы существенно ослабляющие его экономическую безопасность. Они были обусловлены как действием общероссийского кризиса, так и сугубо региональными обстоятельствами, связанными, в первую очередь, субъективными факторами в системе управления краем.

Надежно и эффективно противостоять системе теневой экономики возможно, если реализовать как в стране в целом, так и на уровне отдельных регионов государственную систему обеспечения экономической безопасности, которая, на наш взгляд, должна включать как создание благоприятных условий для экономической деятельности, так и комплекс мероприятий по реализации равноправия государственной и частной форм собственности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: