Инженер по знаниям

А. Существуют такие профессии и виды деятельности, для которых природ­ные качества личности (направленность, способности, темперамент) могут иметь характер абсолютного показания или противопоказания к занятиям. По-видимому, инженерия знаний принадлежит к таким профессиям. По различным оценкам это одна из самых малочисленных, высокооплачивае­мых и дефицитных в мире специальностей. Попытаемся дать наброски к портрету инженера по знаниям (без претензии на полноту и точность определений).

Пол. Психологи утверждают, что мужчины более склонны к широкому охва­ту явлений и в среднем у них выше аналитичность, чрезвычайно полезная инженеру по знаниям, которому надо иметь развитое логическое мышление и умение оперировать сложными формальными структурами. Кроме того, при общении с экспертами, которые в большинстве своем настроены скеп­тически по отношению к будущей ЭС, инженер по знаниям - мужчина вызывает более высокое доверие со стороны эксперта. С другой стороны, извест­но, что у женщин в среднем выше коммуникабельность, наблюдательность к отдельным деталям объектов. Так что пол не является окончательным показанием или противопоказанием к данной профессии.

Интеллект. Это понятие вызывает самые бурные споры психологов; суще­ствует до 50 определений интеллекта, но с прагматической точки зрения очевидно, что специалист в области искусственного интеллекта должен стремиться к максимальным оценкам по тестам как вербального, так и не­вербального интеллекта.

Стиль общения. Инженер по знаниям "задает тон" в общении с экспертом, он ведет диалог, и от него, в конечном счете, зависит его продуктивность. Можно выделить два стиля общения: деловой (или жесткий) и дружеский (или мягкий, деликатный). Нам кажется, что дружеский будет заведомо бо­лее успешным, т. к. снижает "эффект фасада" у эксперта, раскрепощает его. Деликатность, внимательность, интеллигентность, ненавязчивость, скром­ность, умение слушать и задавать вопросы, хорошая коммуникабельность и в то же время уверенность в себе — вот рекомендуемый стиль общения. Безусловно, что это дар и искусство одновременно, однако занятия по пси­хологическому тренингу могут дать полезные навыки.

Портрет инженера по знаниям можно было бы дополнить другими характе­ристиками — широтой взглядов и интересов, артистичностью, чувством юмора, обаянием и т. д.

Интересные результаты были получены в [Воинов, Долныкова, Чудова, 1988] при исследовании психологических особенностей аналитиков. Выяс­нилось, что одним из отличительных свойств хорошего аналитика является ожидание высокой позитивной оценки при общении, т. е. установка на успех.

Как писал Э. Берн [Берн, 1988], существует 4 типа людей:

1. I am OK, you are OK (я хороший, ты хороший).

2. I am OK, you are not OK (я хороший, ты нехороший).

3. I am not OK, you are ОК(я нехороший, ты хороший).

4. I am not OK, you are not ОК(я нехороший, ты нехороший).
Очевидно, что успешным является только первый тип.

Несомненным становится вопрос об определении профессиональной при­годности инженеров по знаниям и необходимости предварительного психо­логического тестирования при подготовке инженеров по знаниям. Здесь только приведем каталог свойств идеального интервьюера [Ноэль, 1978]. На наш взгляд, это вполне подходящий образец портрета инженера по знаниям перед серией свободных диалогов: "Он должен выглядеть здоровым, спо­койным, уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным". Хороший аналитик может личным обаянием и умением скрыть изъяны подготовки. Блестящая краткая характеристика интервьюера приведена в той же работе — "общительный педант ".

Б. При определении профессиональных требований к аналитику следует учитывать, что ему необходимы различные навыки и умения для грамотного и эффективного проведения процессов извлечения, концептуализации и формализации знаний.

Инженер по знаниям имеет дело со всеми формами знаний (см. разд. 1.1):

Z1 (знания в памяти) => Z2 (знания в книгах) => Z3 (поле знаний) => Z4 (модель знаний) => Z5 (база знаний).

Работа на уровне Z1 требует от инженера по знаниям знакомства с элемен­тами когнитивной психологии и способами репрезентации понятий и про­цессов в памяти человека, с двумя основными механизмами мышления — логическим и ассоциативным, с такими способами активизации мышления, как игры, мозговой штурм и др., с различными моделями рассуждений.

Изучение и анализ текстов на уровне Z2 подразумевает широкую общена­учную подготовку инженера; знакомство с методами реферирования и ан­нотирования текстов; владение навыками быстрого чтения, а также тексто­логическими методами извлечения знаний.

Разработка поля знаний на уровне Z3 требует квалифицированного знаком­ства с методологией представления знаний, системным анализом, теорией познания, аппаратом многомерного шкалирования, кластерным и фактор­ным анализом.

Разработка формализованного описания Z4 предусматривает предваритель­ное изучение аппарата математической логики и современных языков пред­ставления знаний. Модель знаний разрабатывается на основании результа­тов глубокого анализа инструментальных средств разработки ЭС и имею­щихся "оболочек". Кроме того, инженеру по знаниям необходимо владеть методологией разработки ЭС, включая методы быстрого прототипирования.

И наконец, реализация базы знаний Z5, в которой инженер по знаниям участвует вместе с программистом, подразумевает овладение практическими навыками работы на ЭВМ и, возможно, одним из языков программиро­вания.

Так как инженеров по знаниям "выращивают" из программистов, уровень Z5 обычно не вызывает затруднения, особенно если разработка ведется на традиционных языках типа Си или Паскаль. Специализированные языки искусственного интеллекта LISP и Пролог требуют некоторой перестройки архаично-алгоритмического мышления.

Следует констатировать, что поскольку профессиональных аналитиков не готовит ни один вуз, необходима специальная подготовка этих специали­стов. Подробную информацию см. в разд. 2.4.

Успешность выбора и подготовки коллектива разработчиков ЭС определяет эффективность и продолжительность всего процесса разработки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: