Тема 8. Философия будущего (футурология)

Подтема 8.1. Основные тенденции развития мирового сообщества.

1. Какой прогноз будущего человечества наиболее научно обоснован?

а) золотой век позади нас (Гесиод);

б) развитие общества - это циклический круговорот (Платон);

в) общество идет к цели, заранее предусмотренной (Библия);

г) общество развивается по пути совершенствования и прогресса (Маркс);

д) в обществе происходят изменения, не соотносимые с понятием "Прогресс" (А.Тойнби).

2. Кто из философов заявил, что "мировой порядок - это принятое всеми устройство, возникшее вследствие отказа каждого от абсолютного суве-

Подтема 7.3. Духовный мир человека.

1. Что именно понимается под духом человека?

а) совокупность индивидуальных знаний, настроений, идей человека;

б) сумма типичных знаний, чувств, настроений, идей человека;

в) менталитет, умонастроение определенного человека;

г) целостная система рациональных, чувственных и иррациональных способов отражения человеком окружающего мира.

2. Кому принадлежат следующие знаменитые слова: "Прекрасная личность - это личность та, которая осознала сама себя, овладела богатствами духа, знаниями законов, управляющих миром, стала нравственной и моральной в своем поведении"?

а) Гераклиту; б) Платону; в) Г.Гегелю;

г) К.Марксу; д) В.Ленину.

3. Какой уровень духовного уровня человека отражает его способность к творчеству, к интуитивному видению мира?

а) бессознательный;

б) чувственный;

в) рациональный;

г) сверхсознательный.

4. Что именно выражает формула: "хочу - могу - надо"?

а) внутренний, духовный мир человека;

б) поведенческий механизм человека;

в) менталитет, умонастроение человека;

г) интуитивность, инстинктивность поведения;

5. Что именно в наибольшей мере отражает уровень сознательности человека?

а) автоматические реакции человека на воздействие мира;

б) самопознание и самосознание;

в) неосознаваемый, инстинктивный процесс осознания своего "Я";

г) рациональное осмысление своего места в мире;

д) чувственное восприятие мира.

Подтема 7.4. Смысл жизни человека.

1. Найдите правильное высказывание?

а) смысл жизни - это главная цель, ориентир в жизни;

б) смысл жизни - это удовлетворение всех своих потребностей;

в) смысл жизни - это жизнь для других;

г) смысл жизни - это наслаждение, жизнь для себя;

а) приоритетность рационализма над чувственностью;

б) большая обращенность к внешнему миру, чем к внутреннему миру человека;

в) более научный, чем религиозный характер;

г) более разноплановый, а не однотипный характер.

Подтема 2.4. Философия в средние века.

1. Какая черта была ведущей в средневековой философии?

а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм;

г) сциентиоцентризм; д) логоцентризм; е) социоцентризм.

2. Кто из средневековых философов сказал, что «Философия – это служанка богословия»?

а) Августин; б) П.Дамиани; в) Ф.Аквинский; г) Н.Кузанский.

3. Какая проблема для средневековой философии была главной?

а) происхождение мира;

б) происхождение человека;

в) обоснование необходмости веры в Бога;

г) подчинение философии религии.

4. Что означает такая черта средневековой философии как схоластичность?

а) абстрактность, рациональность;

б) умозрительность, отвлеченность от жизни;

в) софистичность, догматичность;

г) эклектизм.

5. Кто из средневековых философов считается наиболее выдающимся ее представителем?

а) Августин; б) П.Дамиани; в) Ф.Аквинский; г) Н.Кузанский.

Подтема 2.5. Философия в Новое время ( XVI-XIX вв.).

1. Какая черта была ведущей в философии Нового времени?

а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм;

г) сциентиоцентризм; д) логоцентризм; е) социоцентризм.

2. Кто из философов и в какой работе утверждает: "Две вещи наполняют душу изумлением и благоговением: это звездное небо надо мною, и нравственный закон во мне. Я вижу их перед собою и непосредственно связываю это с сознанием моего существования. Первое связано с тем местом, которое я занимаю во внешнем чувственном мире и расширяет эту связь в нечто необозримое великое, где миры встают за мирами... Второе - неразрывно связано с моим "Я", с моей личностью и переносит меня в мир, обладающий бесконечностью и ощущаемый только разумом. Первый взгляд на бесконечное количество миров как будто уничтожает мое значение как существа..., а второй взгляд, наоборот, возвышает мою ценность, как ценность интеллектуальной единицы.".

а) Р.Декарт. Начала философии;

б) И.Кант. Критика чистого разума;

в) Г.Гегель. Феноменология духа;

г) К.Маркс. Тезисы о Фейербахе.

3. Какое направление было ведущим в философии XIX в.?

а) позитивизм; б) марксизм; в) иррационализм;

г) социологизм.

4. Философская школа какой страны была наиболее признана в XIX в.?

а) английский эмпиризм;

б) французский рационализм;

в) немецкий классицизм;

г) американский прагматизм;

д) русский космизм.

5. Каков основной недостаток марксисткой философии?

а) абсолютизация роли человеческого фактора в мире;

б) зависимость от социального, идеологического заказа;

в) соединение философии с классовой борьбой;

г) преобладание фундаментального над прикладным.

Подтема 2.6. Философия в ХХ -начале ХХI вв.

1. Какая черта является ведущей в философии ХХ-начала ХХI вв.?

а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм;

г) сциентиоцентризм; д) логоцентризм; е) социоцентризм.

2. Кто из философов 20 века утверждает, что решить вопрос: стоит жить или не стоит жить, - это и означает ответить на главный философский вопрос?

а) К.Ясперс; б) М.Хайдеггер; в) К.Поппер; г) Г.Маркузе; д) А.Камю.

3. Какое направление в философии ХХ в. является объективно-идеалистическим?

а) неомарксистское; б) неопозитивистское; в) неотомистское;

г) экзистенциалисткое; д) феноменологическое;

е) антропологическое.

4. Какой тезис отражает сущность экзистенциализма как философского учения?

а) вещь есть комплекс ощущений человека;

б) вещь есть комплекс переживаний человека;

б) человек никогда не может быть свободным;

в) свобода - независимость человека от законов природы и общества;

г) свобода есть познание законов природы и общества и действия человека, основанные на этом знании.

Подтема 7.2. Человек как социальное существо (личность).

1. Чем в наибольшей мере отличаются понятия "человек" и "личность"?

а) понятие "человек" отражает целостную систему качеств, а "личность" – только социальную природу человека;

б) понятие "человек" более абстрактно, а "личность" - конкретно;

в) эти понятия равноценны, одинаковы;

г) понятие "человек" отражает биосоциальную природу, а "личность" - социальную.

2. Кто из классиков и в какой работе утверждает следующее: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"?

а) Г.Гегель. Феноменология духа.

б) К.Маркс. Тезисы о Фейербахе.

в) Ф.Энгельс. Анти-Дюринг.

г) В.И.Ленин. Философские тетради.

3. Что выступает основным критерием оценки зрелости человека?

а) социальная позиция человека;

б) социальная функция человека;

в) реальные действия человека;

г) социальная активность человека;

д) принадлежность к передовым группам людей.

4. Какой фактор является источником саморазвития человека?

а) способности;

б) потребности;

в) мотивы;

г) стимулы;

д) интересы;

е) диспозиции.

5. Какое направление развития человека наиболее научно обосновано в современном обществе?

а) профессиональное, функциональное развитие;

б) всестороннее, гармоничное, свободное развитие;

в) конформистское, адаптационное развитие;

г) коллективистское, общественное развитие;

д) индивидуалистическое, автономное развитие.

в) разработка идеи;

г) разработка теории;

д) оформление результатов исследования;

е) внедрение результатов исследования.

5. Какие из перечисленных методов относятся к методам теоретического уровня.

а) наблюдение и эксперимент;

б) измерение и сравнение;

в) индукция и дедукция;

г) диалектика и метафизика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: