Подтема 8.1. Основные тенденции развития мирового сообщества.
1. Какой прогноз будущего человечества наиболее научно обоснован?
а) золотой век позади нас (Гесиод);
б) развитие общества - это циклический круговорот (Платон);
в) общество идет к цели, заранее предусмотренной (Библия);
г) общество развивается по пути совершенствования и прогресса (Маркс);
д) в обществе происходят изменения, не соотносимые с понятием "Прогресс" (А.Тойнби).
2. Кто из философов заявил, что "мировой порядок - это принятое всеми устройство, возникшее вследствие отказа каждого от абсолютного суве-
Подтема 7.3. Духовный мир человека.
1. Что именно понимается под духом человека?
а) совокупность индивидуальных знаний, настроений, идей человека;
б) сумма типичных знаний, чувств, настроений, идей человека;
в) менталитет, умонастроение определенного человека;
г) целостная система рациональных, чувственных и иррациональных способов отражения человеком окружающего мира.
2. Кому принадлежат следующие знаменитые слова: "Прекрасная личность - это личность та, которая осознала сама себя, овладела богатствами духа, знаниями законов, управляющих миром, стала нравственной и моральной в своем поведении"?
|
|
а) Гераклиту; б) Платону; в) Г.Гегелю;
г) К.Марксу; д) В.Ленину.
3. Какой уровень духовного уровня человека отражает его способность к творчеству, к интуитивному видению мира?
а) бессознательный;
б) чувственный;
в) рациональный;
г) сверхсознательный.
4. Что именно выражает формула: "хочу - могу - надо"?
а) внутренний, духовный мир человека;
б) поведенческий механизм человека;
в) менталитет, умонастроение человека;
г) интуитивность, инстинктивность поведения;
5. Что именно в наибольшей мере отражает уровень сознательности человека?
а) автоматические реакции человека на воздействие мира;
б) самопознание и самосознание;
в) неосознаваемый, инстинктивный процесс осознания своего "Я";
г) рациональное осмысление своего места в мире;
д) чувственное восприятие мира.
Подтема 7.4. Смысл жизни человека.
1. Найдите правильное высказывание?
а) смысл жизни - это главная цель, ориентир в жизни;
б) смысл жизни - это удовлетворение всех своих потребностей;
в) смысл жизни - это жизнь для других;
г) смысл жизни - это наслаждение, жизнь для себя;
а) приоритетность рационализма над чувственностью;
б) большая обращенность к внешнему миру, чем к внутреннему миру человека;
в) более научный, чем религиозный характер;
г) более разноплановый, а не однотипный характер.
Подтема 2.4. Философия в средние века.
1. Какая черта была ведущей в средневековой философии?
|
|
а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм;
г) сциентиоцентризм; д) логоцентризм; е) социоцентризм.
2. Кто из средневековых философов сказал, что «Философия – это служанка богословия»?
а) Августин; б) П.Дамиани; в) Ф.Аквинский; г) Н.Кузанский.
3. Какая проблема для средневековой философии была главной?
а) происхождение мира;
б) происхождение человека;
в) обоснование необходмости веры в Бога;
г) подчинение философии религии.
4. Что означает такая черта средневековой философии как схоластичность?
а) абстрактность, рациональность;
б) умозрительность, отвлеченность от жизни;
в) софистичность, догматичность;
г) эклектизм.
5. Кто из средневековых философов считается наиболее выдающимся ее представителем?
а) Августин; б) П.Дамиани; в) Ф.Аквинский; г) Н.Кузанский.
Подтема 2.5. Философия в Новое время ( XVI-XIX вв.).
1. Какая черта была ведущей в философии Нового времени?
а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм;
г) сциентиоцентризм; д) логоцентризм; е) социоцентризм.
2. Кто из философов и в какой работе утверждает: "Две вещи наполняют душу изумлением и благоговением: это звездное небо надо мною, и нравственный закон во мне. Я вижу их перед собою и непосредственно связываю это с сознанием моего существования. Первое связано с тем местом, которое я занимаю во внешнем чувственном мире и расширяет эту связь в нечто необозримое великое, где миры встают за мирами... Второе - неразрывно связано с моим "Я", с моей личностью и переносит меня в мир, обладающий бесконечностью и ощущаемый только разумом. Первый взгляд на бесконечное количество миров как будто уничтожает мое значение как существа..., а второй взгляд, наоборот, возвышает мою ценность, как ценность интеллектуальной единицы.".
а) Р.Декарт. Начала философии;
б) И.Кант. Критика чистого разума;
в) Г.Гегель. Феноменология духа;
г) К.Маркс. Тезисы о Фейербахе.
3. Какое направление было ведущим в философии XIX в.?
а) позитивизм; б) марксизм; в) иррационализм;
г) социологизм.
4. Философская школа какой страны была наиболее признана в XIX в.?
а) английский эмпиризм;
б) французский рационализм;
в) немецкий классицизм;
г) американский прагматизм;
д) русский космизм.
5. Каков основной недостаток марксисткой философии?
а) абсолютизация роли человеческого фактора в мире;
б) зависимость от социального, идеологического заказа;
в) соединение философии с классовой борьбой;
г) преобладание фундаментального над прикладным.
Подтема 2.6. Философия в ХХ -начале ХХI вв.
1. Какая черта является ведущей в философии ХХ-начала ХХI вв.?
а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм;
г) сциентиоцентризм; д) логоцентризм; е) социоцентризм.
2. Кто из философов 20 века утверждает, что решить вопрос: стоит жить или не стоит жить, - это и означает ответить на главный философский вопрос?
а) К.Ясперс; б) М.Хайдеггер; в) К.Поппер; г) Г.Маркузе; д) А.Камю.
3. Какое направление в философии ХХ в. является объективно-идеалистическим?
а) неомарксистское; б) неопозитивистское; в) неотомистское;
г) экзистенциалисткое; д) феноменологическое;
е) антропологическое.
4. Какой тезис отражает сущность экзистенциализма как философского учения?
а) вещь есть комплекс ощущений человека;
б) вещь есть комплекс переживаний человека;
б) человек никогда не может быть свободным;
в) свобода - независимость человека от законов природы и общества;
г) свобода есть познание законов природы и общества и действия человека, основанные на этом знании.
Подтема 7.2. Человек как социальное существо (личность).
1. Чем в наибольшей мере отличаются понятия "человек" и "личность"?
а) понятие "человек" отражает целостную систему качеств, а "личность" – только социальную природу человека;
|
|
б) понятие "человек" более абстрактно, а "личность" - конкретно;
в) эти понятия равноценны, одинаковы;
г) понятие "человек" отражает биосоциальную природу, а "личность" - социальную.
2. Кто из классиков и в какой работе утверждает следующее: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"?
а) Г.Гегель. Феноменология духа.
б) К.Маркс. Тезисы о Фейербахе.
в) Ф.Энгельс. Анти-Дюринг.
г) В.И.Ленин. Философские тетради.
3. Что выступает основным критерием оценки зрелости человека?
а) социальная позиция человека;
б) социальная функция человека;
в) реальные действия человека;
г) социальная активность человека;
д) принадлежность к передовым группам людей.
4. Какой фактор является источником саморазвития человека?
а) способности;
б) потребности;
в) мотивы;
г) стимулы;
д) интересы;
е) диспозиции.
5. Какое направление развития человека наиболее научно обосновано в современном обществе?
а) профессиональное, функциональное развитие;
б) всестороннее, гармоничное, свободное развитие;
в) конформистское, адаптационное развитие;
г) коллективистское, общественное развитие;
д) индивидуалистическое, автономное развитие.
в) разработка идеи;
г) разработка теории;
д) оформление результатов исследования;
е) внедрение результатов исследования.
5. Какие из перечисленных методов относятся к методам теоретического уровня.
а) наблюдение и эксперимент;
б) измерение и сравнение;
в) индукция и дедукция;
г) диалектика и метафизика.