Подтема 6.1. Сущность общественного духа.
1. Что именно понимается под духом общества?
а) совокупность индивидуальных сознаний людей (или больших групп людей);
б) сумма знаний, чувств, настроений, идей какого-либо народа;
в) целостная система рациональных, чувственных и иррациональных способов отражения людьми окружающего мира;
г) менталитет определенного народа, составляющего государство.
Подтема 3.4. Мир как развивающаяся реальность.
1. Укажите верное определение развития:
а) развитием называется движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от худшего к лучшему (прогресс);
б) развитием называется всякое движение или изменение, в том числе и движение высшего к низшему (регресс);
в) развитием называется движением по кругу (круговорот);
г) развитие есть постепенное количественное изменение предметов и явлений;
д) развитием называется необратимое качественное изменение с преобладанием прогрессивной тенденции над регрессом и круговоротом.
2. Кто из известных философов и в какой работе сформулировал суть развития в тезисе: "Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды"?
|
|
а) Гераклит. О природе;
б) Демокрит. Большой мирострой;
в) И.Кант. Критика чистого разума;
г) Г.Гегель. Наука логики;
д) Ф.Энгельс. Диалектика природы.
3. Какие философские теории рассматривают проблемы развития мира?
а) волюнтаризм и фатализм; б) догматизм и релятивизм;
в) диалектика и метафизика; г) софистика и эклектика.
4. Какой закон развития отвечает на вопрос «Почему идет развитие?»?
а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закон взаимных количественных и качественных изменений;
в) закон отрицания отрицания.
5. Чем отличаются категории диалектики от понятий?
а) они объективны по содержанию;
б) они универсальны, имеют всеобщий характер;
в) они развиваются, изменяются;
г) в них заключено определенное знание о мире.
Подтема 3.5. Бытие человека.
1. Что понимается под бытием человека?
а) жизнь и смерть человека;
б) существование тела и души человека;
в) реальное существование человека, воплощенное в его жизни и теле;
г) взаимодействие тела и души человека.
2. Кому из философов принадлежат слова: «Быть или не быть – вот в чем главный вопрос философствующего человека»?
а) Фалесу; б) Гераклиту; в) Пармениду;
г) Сократу; д) Платону; е) Аристотелю.
3. Какая самоценность является основной для человека?
а) собственность; б) жизнь; в) деньги;
г) власть; д) самоутверждение.
4. Какой признак жизни человека является основным?
а) обмен с окружающей средой веществом, энергией, информацией;
б) наличие дыхания и рефлексов;
|
|
в) деятельностное преобразование окружающей среды;
г) рост, размножение;
д) целесообразная реакция на внешние раздражители.
5. Какое понимание смерти является наиболее правильным?
а) смерть есть кара за человеческий грех;
б) смерть есть переход в инобытие;
в) смерть есть освобождение духа от бренного тела;
г) смерть есть естественный конец жизни человека как индивида, но продолжение его как родового существа;
д) смерть есть трагедия, вакханалия тьмы.
Подтема 3.6. Предназначение человека во Вселенной.
1. Какая задача человека является приоритетной в процессе его жизни?
а) жить или не жить; б) быть или не быть;
в) иметь или не иметь; г) иметь или быть;
д) служить себе или служить другим.
2. Кто из известных философов сформулировал следующую мысль: “Что для современного человека важнее: иметь собственность, обладать ею, но подвергать себя всем связанным с этим превратностям судьбы, или же не иметь ничего и не хотеть иметь, но зато чувствовать себя счастливым, пребывать в единении с миром и потому быть”?
а) К.Маркс; б) В.Ленин; в) Ж.-П.Сартр;
г) А.Камю; д) Э.Фромм.
3. В чем заключается основная задача человека во Вселенной?
а) быть "песчинкой" в бесконечном мире;
б) быть неотъемлемой частью реального мира;
в) быть "господином" окружающего его мира;
г) быть активным, познающим, деятельным субъектом в мире.
4. Целью духовного освоения мира является знание, целью практического - умения, а что является целью рефлексии (самоосвоения)?
г) совокупность экономических социальных институтов и организаций общества.
Подтема 5.3. Общество как развивающаяся система.
1. Развитие общества – это:
а) поступательное, линейное изменение без скачков и революций;
б) эволюционное, циклическое изменение;
в) революционное, скачкообразное изменение;
г) поступательное, спиралевидное изменение с преобладанием прогресса над регрессом.
2. Кто из философов и в какой работе заявил, что «Общество – это функционирующая и развивающая система, характеризующаяся направленностью и поступательностью изменений».
а) О.Конт. Курс позитивной философии.
б) К.Маркс. Капитал. Предисловие.
в) Н.Бердяев. Назначение человека.
г) Г.Плеханов. К вопросу о роли личности в истории.
д) Э.Фромм. Бегство от свободы.
3. Какая теория чаще всего используется в настоящее время для раскрытия механизмов развития общества?
а) формационная; б) стадиальная; в) цивилизационная;
г) циклическая.
4. Какой фактор из перечисленных является движущей силой, а не источником развития общества?
а) разделение и кооперация труда;
б) конкуренция, соревнование;
в) революция, реформы;
г) деятельность народных масс;
д) деятельность выдающихся личностей;
е) благоприятная природная среда;
ж) научно-технический прогресс.
5. Кто является основным субъектом социального развития?
а) народные массы; б) сильные партии; в) великие личности;
г) сильные этносы; д) политическая элита.
Подтема 5.4. Культура и цивилизация.
1. Что прежде всего понимается в философии под термином "культура"?
а) определенный тип цивилизации в истории человечества;
б) развитость, образованность, воспитанность человека;
5. Какие отношения между людьми положены в основу материалистическое теории общества?
а) собственнические;
б) властные;
в) обменные;
г) распределительные;
д) межличностные.
Подтема 5.2. Общество как сложноорганизованная система.
1. Что понимается под термином «социальная структура общества»?
а) сумма индивидов, составляющих социальные общности людей;
б) сумма институтов, организации и общностей людей, составляющие общество;
в) целостная система всех элементов общества и связей данных элементов друг с другом;
г) совокупность малых групп людей, составляющих общество.
|
|
2. Кто и в какой работе пишет следующее: "Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"?
а) Платон. Государство.
б) Гегель. Феноменология духа.
в) К.Маркс. К критике политэкономии.
г) У.Ростоу. Стадии экономического роста.
3. Какие структурные компоненты общества являются приоритетным предметом в социальной философии?
а) социальные институты общества;
б) социальные сферы общества;
в) социальные общности людей;
г) социальные организации общества;
д) общественные движения людей.
4. Какая сфера общества является решающей, определяющей для жизнедеятельности человека?
а) экономическая; б) социальная; в) политическая;
г) духовная; д) семейно-бытовая;
е) потребительская; ж) рекреационная.
5. Что такое материальное производство?
а) совокупность базиса и надстройки общества;
б) совокупность производительных сил и производственных отношений;
в) совокупность материальных и технических организаций;
а) обретение счастья; б) реализация цели;
в) понимание смысла жизни; г) обретение бессмертия;
д) обретение власти над собой.
5. Каким образом должен действовать человек в окружающем его мире прежде всего?
а) делать то, что хочет и желает;
б) подчиняться вызову судьбы;
в) познать законы мира и действовать со знанием дела;
г) готовиться к лучшей жизни;
д) принимать все так, как есть.