Тема 6. Философия духа

Подтема 6.1. Сущность общественного духа.

1. Что именно понимается под духом общества?

а) совокупность индивидуальных сознаний людей (или больших групп людей);

б) сумма знаний, чувств, настроений, идей какого-либо народа;

в) целостная система рациональных, чувственных и иррациональных способов отражения людьми окружающего мира;

г) менталитет определенного народа, составляющего государство.

Подтема 3.4. Мир как развивающаяся реальность.

1. Укажите верное определение развития:

а) развитием называется движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от худшего к лучшему (прогресс);

б) развитием называется всякое движение или изменение, в том числе и движение высшего к низшему (регресс);

в) развитием называется движением по кругу (круговорот);

г) развитие есть постепенное количественное изменение предметов и явлений;

д) развитием называется необратимое качественное изменение с преобладанием прогрессивной тенденции над регрессом и круговоротом.

2. Кто из известных философов и в какой работе сформулировал суть развития в тезисе: "Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды"?

а) Гераклит. О природе;

б) Демокрит. Большой мирострой;

в) И.Кант. Критика чистого разума;

г) Г.Гегель. Наука логики;

д) Ф.Энгельс. Диалектика природы.

3. Какие философские теории рассматривают проблемы развития мира?

а) волюнтаризм и фатализм; б) догматизм и релятивизм;

в) диалектика и метафизика; г) софистика и эклектика.

4. Какой закон развития отвечает на вопрос «Почему идет развитие?»?

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон взаимных количественных и качественных изменений;

в) закон отрицания отрицания.

5. Чем отличаются категории диалектики от понятий?

а) они объективны по содержанию;

б) они универсальны, имеют всеобщий характер;

в) они развиваются, изменяются;

г) в них заключено определенное знание о мире.

Подтема 3.5. Бытие человека.

1. Что понимается под бытием человека?

а) жизнь и смерть человека;

б) существование тела и души человека;

в) реальное существование человека, воплощенное в его жизни и теле;

г) взаимодействие тела и души человека.

2. Кому из философов принадлежат слова: «Быть или не быть – вот в чем главный вопрос философствующего человека»?

а) Фалесу; б) Гераклиту; в) Пармениду;

г) Сократу; д) Платону; е) Аристотелю.

3. Какая самоценность является основной для человека?

а) собственность; б) жизнь; в) деньги;

г) власть; д) самоутверждение.

4. Какой признак жизни человека является основным?

а) обмен с окружающей средой веществом, энергией, информацией;

б) наличие дыхания и рефлексов;

в) деятельностное преобразование окружающей среды;

г) рост, размножение;

д) целесообразная реакция на внешние раздражители.

5. Какое понимание смерти является наиболее правильным?

а) смерть есть кара за человеческий грех;

б) смерть есть переход в инобытие;

в) смерть есть освобождение духа от бренного тела;

г) смерть есть естественный конец жизни человека как индивида, но продолжение его как родового существа;

д) смерть есть трагедия, вакханалия тьмы.

Подтема 3.6. Предназначение человека во Вселенной.

1. Какая задача человека является приоритетной в процессе его жизни?

а) жить или не жить; б) быть или не быть;

в) иметь или не иметь; г) иметь или быть;

д) служить себе или служить другим.

2. Кто из известных философов сформулировал следующую мысль: “Что для современного человека важнее: иметь собственность, обладать ею, но подвергать себя всем связанным с этим превратностям судьбы, или же не иметь ничего и не хотеть иметь, но зато чувствовать себя счастливым, пребывать в единении с миром и потому быть”?

а) К.Маркс; б) В.Ленин; в) Ж.-П.Сартр;

г) А.Камю; д) Э.Фромм.

3. В чем заключается основная задача человека во Вселенной?

а) быть "песчинкой" в бесконечном мире;

б) быть неотъемлемой частью реального мира;

в) быть "господином" окружающего его мира;

г) быть активным, познающим, деятельным субъектом в мире.

4. Целью духовного освоения мира является знание, целью практического - умения, а что является целью рефлексии (самоосвоения)?

г) совокупность экономических социальных институтов и организаций общества.

Подтема 5.3. Общество как развивающаяся система.

1. Развитие общества – это:

а) поступательное, линейное изменение без скачков и революций;

б) эволюционное, циклическое изменение;

в) революционное, скачкообразное изменение;

г) поступательное, спиралевидное изменение с преобладанием прогресса над регрессом.

2. Кто из философов и в какой работе заявил, что «Общество – это функционирующая и развивающая система, характеризующаяся направленностью и поступательностью изменений».

а) О.Конт. Курс позитивной философии.

б) К.Маркс. Капитал. Предисловие.

в) Н.Бердяев. Назначение человека.

г) Г.Плеханов. К вопросу о роли личности в истории.

д) Э.Фромм. Бегство от свободы.

3. Какая теория чаще всего используется в настоящее время для раскрытия механизмов развития общества?

а) формационная; б) стадиальная; в) цивилизационная;

г) циклическая.

4. Какой фактор из перечисленных является движущей силой, а не источником развития общества?

а) разделение и кооперация труда;

б) конкуренция, соревнование;

в) революция, реформы;

г) деятельность народных масс;

д) деятельность выдающихся личностей;

е) благоприятная природная среда;

ж) научно-технический прогресс.

5. Кто является основным субъектом социального развития?

а) народные массы; б) сильные партии; в) великие личности;

г) сильные этносы; д) политическая элита.

Подтема 5.4. Культура и цивилизация.

1. Что прежде всего понимается в философии под термином "культура"?

а) определенный тип цивилизации в истории человечества;

б) развитость, образованность, воспитанность человека;

5. Какие отношения между людьми положены в основу материалистическое теории общества?

а) собственнические;

б) властные;

в) обменные;

г) распределительные;

д) межличностные.

Подтема 5.2. Общество как сложноорганизованная система.

1. Что понимается под термином «социальная структура общества»?

а) сумма индивидов, составляющих социальные общности людей;

б) сумма институтов, организации и общностей людей, составляющие общество;

в) целостная система всех элементов общества и связей данных элементов друг с другом;

г) совокупность малых групп людей, составляющих общество.

2. Кто и в какой работе пишет следующее: "Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"?

а) Платон. Государство.

б) Гегель. Феноменология духа.

в) К.Маркс. К критике политэкономии.

г) У.Ростоу. Стадии экономического роста.

3. Какие структурные компоненты общества являются приоритетным предметом в социальной философии?

а) социальные институты общества;

б) социальные сферы общества;

в) социальные общности людей;

г) социальные организации общества;

д) общественные движения людей.

4. Какая сфера общества является решающей, определяющей для жизнедеятельности человека?

а) экономическая; б) социальная; в) политическая;

г) духовная; д) семейно-бытовая;

е) потребительская; ж) рекреационная.

5. Что такое материальное производство?

а) совокупность базиса и надстройки общества;

б) совокупность производительных сил и производственных отношений;

в) совокупность материальных и технических организаций;

а) обретение счастья; б) реализация цели;

в) понимание смысла жизни; г) обретение бессмертия;

д) обретение власти над собой.

5. Каким образом должен действовать человек в окружающем его мире прежде всего?

а) делать то, что хочет и желает;

б) подчиняться вызову судьбы;

в) познать законы мира и действовать со знанием дела;

г) готовиться к лучшей жизни;

д) принимать все так, как есть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: