Техники внимания

Мы уже говорили в предыдущих главах о роли внимания в процессах восприятия информации, о влиянии внимания как на формирование убеждений, так и на мотивацию политического действия. Убеждающая коммуникация не состоится, если информация, распространяемая субъектом политического управления, не преодолевает порог внимания.

Чтобы в перенасыщенном информационном пространстве привлечь внимание человека, необходимо либо придумывать что-то новое, необычное (эффект выпуклости), либо готовить публику к принятию информации, подогревать интерес (эффект ожидаемости).

Эффект выпуклости реализуется с помощью такой техники, как «необычный образ». Данная техника используется в различной рекламной продукции. Ее основной смысл – сделать рекламный плакат или ролик, листовку или статью в газете такими по форме исполнения, чтобы они непроизвольно притягивали внимание людей. Решается эта задача с помощью ярких красок, контрастных цветов, необычных шрифтов, смены мелодии, оригинального дизайна или видеоряда.

Для привлечения внимания к действиям политиков используется техника «производства событий» или «создания информационных поводов», когда событие, к которому будет приковано внимание аудитории, направлено и тщательно готовится. Более подробно об этой технике будет сказано в главе 7. здесь же обратим внимание на одно важное обстоятельство. Во время избирательных кампаний, когда команда каждого кандидата пытается создавать все новые и новые информационные поводы, внимание к ним со стороны публики притупляется. Можно ли повысить интерес избирателей к информации об определенном кандидате в этих условиях?

Для этого случая есть прием, получивший название «завышение информационного повода». Завышение информационного повода – это намеренное приписывание событию большей значимости либо фиксация внимания на тех деталях, которые всегда вызывают у публики повышенный интерес. Как правило, публику интересуют интимные подробности личности политика, особенности его поведения. Если журналистам удается во время репортажа сфокусировать внимание на подобного рода деталях, то в этом случае зрители или читатели с большей вероятностью обратят внимание на информационный материал.

Вот какую рекомендацию дает в этой связи А. Миронов: «Отчеты о рутинных мероприятиях можно «оживить» при помощи мини-зарисовок с описанием «интимных» деталей имиджа политика: как он завязывает галстук…, как раздаривает авторучки школьникам… При этом журналист может сохранить «позу независимости»: дескать, он смакует детали не потому, что влюблен в данного кандидата, а просто по принципу «инсайдера», подсмотревшего любопытную сценку «за кулисами» предвыборного штаба».

Завышение информационного повода можно достичь и другим путем. Известно, что люди проявляют больший интерес к тому, что от них скрывают. Вот почему иногда бывает достаточно заявить о том, с каким трудом удалось получить данную информацию, и что только выход на «хорошо информированные источники» в аппарате президента, правительства и т.п. позволил это сделать.

Другим способом привлечения внимания является формирование ожиданий публики в отношении определенного события. Эта техника получила название «закладывание шашек», по аналогии с действиями минеров, которые для усиления мощности взрыва закладывают несколько динамитных шашек, которые, детонирую, обеспечивают максимальный эффект. Реализуется в практике политического менеджмента эта техника в виде спланированных публикаций, сообщений или организованной «утечки» информации по каналу слухов, которые исподволь готовят публику к восприятию определенной информации. Гипотетический пример использования техники «закладывание шашек», или подготовки публики к обостренной реакции на заявление кандидата N, приведен ниже.

Если наш «любимый» кандидат N планирует на днях резко выступить против воссоединения России с Белоруссией, необходимо за несколько дней до этого заявления выпустить в печать серию материалов про ужасы грядущей интеграции, про нищету в Белоруссии, про засилье белорусских проституток на Садовом кольце, про ужасную эпидемию в Минске и угрозу ее распространения на восток, к границам Смоленской области. При этом нельзя даже словом обмолвиться о кандидате N!... Изрядно подготовив общественное мнение, подносим запал и «взрываем» статью-детонатор: «Кандидат N Протестует Простив Ужасов Интеграции с Белоруссией».

В политической практике приходится нередко решать обратную задачу – отвлекать внимание общественности от какой-либо информации. Такая задача становится актуальной для политических менеджеров, когда население начинает проявлять интерес к информации, которая может разрушить выстраиваемую ими схему убеждающей коммуникации. Например, речь может идти о материалах, дискредитирующих кандидата в глазах избирателей, либо о событиях, которые могут резко повлиять на доверие масс к государственному деятелю и проводимой им политике.

Для решения задачи отвлечения внимания от какой-либо проблемы в арсенале у субъекта политического управления есть по крайней мере три техники. Первая – «переключение внимания», т.е. направленное акцентирование внимания на каком-либо другом событии с целью вытеснения нежелательной информации. Активность политических менеджеров в данном случае направляется либо на создание с помощью СМИ интереса публики к уже имеющим место событиям; либо на создание «виртуального события», т.е. события, которого не было, но о возможности которого все говорят. Несмотря на кажущуюся простоту, следует учитывать, что применение техники «переключения внимания» потребует значительных ресурсов.

Вторая техника – «разжижение информации», т.е. растворение невыгодной информации среди другой. Эта задача решается обычно путем увеличения объема информации по данной проблеме. В этом случае вбрасывается дополнительная информация, нейтральная информация, которая «оттягивает» на себя часть внимания, обращенного публикой на нежелательные для субъекта политического управления факты или события. Например, организаторам политической кампании невыгодно, чтобы публика обсуждала определенный факт биографии политического деятеля. Прием «разжижения информации» будет заключаться в том, чтобы организовать вброс дополнительной информации, где подробно и обстоятельно будет рассказываться о малозначимых событиях вокруг этого факта. Этот прием основан на экспериментально доказанном наблюдении, что включение второстепенной информации может ослабить, т.е. сделать менее убедительным, воздействие релевантной, значимой информации.

Третья техника – «активизация шумов», или создание информационного шума, мешающего людям сконцентрировать внимание на нежелательной для субъекта политического управления информации. Речь идет о подаче такого количества новостей, когда становится невозможным выделить что-то важное и значимое. Информационный шум может создаваться и обилием разноречивых комментариев, каждый из которых претендует на право быть единственно истинным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: