Задание № 7

Назовите и охарактеризуйте основные философские традиции понимания истории.

Наличие традиции. Во всяком историческом знании мы вынуждены иметь дело с оригинальными текстами и сообщениями о мыслях и людях Материал традиции является основанием и границей нашего исторического знания.

Не существует единого образа традиции. Материал последних столетий, начиная с XV, а особенно с XVIII века, так богат, что всей его массой практически невозможно овладеть. От времени досократиков до нас с огромным трудом дошло только собрание фрагментов, которое, хотя и бесценно, однако, несмотря на то, что оно охватывает целые столетия, заключается в одном-единственном томе.

1) Вопрос об основаниям состоявшийся и не состоявшийся традиции. Случаен ли отбор того, что передает традиция? Зависит ли он от того, что нашелся какой-либо переписчик, от того, сгорели ли библиотеки или остались в сохранности, происходили или нет крушения целых культур? Большая часть наследия Анаксимандра и Гераклита утеряна, но в наличии осталось именно столько, что мы имеем представление об их мышлении и догадываемся о том, что утеряно, от Цицерона, напротив, сохранилось почти все, но он не был оригинальным мыслителем.

2) Тексты. Основанием всякого знания являются философские тексты Чтение, со-мышление, понимание — основа исторического уразумения. Сохранившиеся тексты находятся в высшей степени различном состоянии. В том, что касается истории текстов, их происхождения, их современного состояния, следует прислушиваться к доводам филологии.

3) Изменчивая близость к истории. Для исторического исследования возможна совершенно различная мера конкретной близости к эмпирическому предмету. В Индии неясен целый ряд столетий, движение и изменение мысли нельзя наблюдать в их действительности, а лишь грубо и приблизительно предполагать о них в типизирующих представлениях. О Гете и Ницше в записях и письмах в нашем распоряжении имеется такой богатый материал, что мы иногда день за днем можем продумывать вместе с ними то, что мыслили они. В одном случае мы имеем отдельные, уже оторванные от личности мысли, в другом — точнейшие детали. В историческом уяснении мы ищем реальность действительно мыслимого и наглядность личностей и их биографий.

4) Для любого исторического исследования действителен сам собой разумеющийся принцип: какие постановки вопросов вообще возможны при том или ином наличном материале традиции? Всегда существует соблазн открыть то, что не было передано традицией. По следам и отпечаткам фантазия набросает целостную картину, а по аналогии с известными явлениями такую же картину видят там, где отсутствуют все документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: