Одним из направлений совершенствования технологии сборки машин и механизмов является создание компенсаторов погрешностей изготовления деталей и узлов, позволяющих значительно сократить, а часто и полностью устранить пригоночные работы. Возможности обеспечения точности взаимного расположения деталей и узлов при их сборке методом регулирования могут быть значительно расширены за счет использования в качестве компенсатора погрешностей пластмассовой прослойки.
Сущность этого метода состоит в следующем.
При сборке узла или машины в зазоры, образовавшиеся или специально создаваемые между сопрягаемыми поверхностями деталей после их взаимной выверки, нагнетается пластмасса в вязкотекучем состоянии. Последняя, выбирая зазоры, воспринимает на себя погрешности механической обработки и сборки деталей и после затвердевания превращается в компенсатор требуемого размера и формы. Весьма важно, что компенсация погрешностей при этом происходит одновременно во всех плоскостях, т.е. в пространстве.
Новый метод позволяет повысить точность сборки узлов и машин на 20 - 25 % без повышения точности обработки деталей. При этом следует особо отметить, что контактная поверхность в сопряжении деталей увеличивается, так как пластмасса в вязко-текучем состоянии хорошо заполняет макро- и микронеровности. Вследствие этого жесткость стыка деталей, несмотря на то, что механические свойства пластмасс ниже соответствующих характеристик материалов деталей, не снижается, а повышается по сравнению с жесткостью стыков деталей, собираемых с применением известных компенсаторов (например, прокладок, колец и т.д.). В то же время, наличие упругой прослойки в сопряжениях деталей благоприятно сказывается на снижении вибраций и уровня шума.
Наряду с этим, метод сборки с применением пластмассовых компенсаторов является и более экономичным, так как он позволяет значительно сократить объем регулировочных работ, имеющих место при использовании как непрерывных, так и ступенчатых компенсаторов.
Технологический процесс сборки при этом включает следующие операции.
1. Подготовку сопрягаемых поверхностей деталей к сборке.
2. Установку и выверку деталей и узлов.
3. Заполнение зазоров пластмассой.
4. Обеспечение условий полимеризации в зазоре.
5. Закрепление деталей и узлов после нагнетания в отверстия пластмассовой прослойки.
6. Контроль качества компенсатора.
Для ускорения полимеризации пластмассы и контроля качества заполнения зазоров эффективно использовать ультразвуковой метод. При этом для ускорения процесса полимеризации рекомендуются частоты 25... 30 мГц, а для контроля качества заполнения зазоров – частоты 1,8... 2,5 мГц. В качестве материала компенсатора, наиболее экономичной и технологичной является пластмасса АСТ-Т.
Контрольные вопросы
1. Что такое технологический процесс сборки?
2. Очистка и мойка деталей перед сборкой.
3. Пригонка деталей в процессе сборки.
4. Методы сборки соединений с натягом.
5. Продольно-прессовая сборка соединений с натягом.
6. Совершенствование продольно-прессовой сборки.
7. Сборка с нагревом.
8. Сборка с охлаждением.
9. Гидропрессовая сборка.
10. Сборка узлов с подшипниками скольжения в виде втулок.
11. Сборка узлов с подшипниками скольжения в виде вкладышей.
12. Сборка узлов с шарикоподшипниками.
13. Сборка узлов с коническими роликоподшипниками.
14. Сборка узлов с игольчатыми подшипниками.
15. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
16. Сборка конических зубчатых передач.
17. Сборка червячных передач.
18. Сборка шпоночных соединений.
19. Процесс сборки резьбовых соединений.
20.Сборка с использованием пластмассовых компенсаторов.