В первой трети XIX века редакторское искусство вступило в новую фазу своего развития. В 1802 году начинается возрождение Вольных типографий На страницах периодических изданий обсуждались вопросы государственного устройства и крепостничества. В 1802 году произошло возрождение вольных типографий, в связи с чем возросло количество книг, выпускаемых московскими и петербургскими типографиями и издательствами. Книгопечатание в провинциальных городах России развивалось медленно. Всего в течение только первых пяти лет наступившего века было издано 1304 русские и 641 иностранные книги. Среди провинциальных городов наиболее крупными центрами книгоиздательства были Казань, Орел, Смоленск, Астрахань. До середины 30-х годов увеличивался рост книжной продукции, затем до начала 50-х годов количество выпускаемых книг оставалось примерно на одном уровне.
В 1804 году был обнародован первый в России цензурный устав, который предусматривал предварительную цензуру. Это послужило толчком к формированию таких жанров, как публицистическое обозрение, публицистические очерки и статьи.
Увеличивалось не только количество и тиражи книг, но менялось и их содержание. Страна развивалась в условиях назревшего кризиса феодально-крепостнической системы, россияне интересовались литературой по сельскому хозяйству, техническими книгами. Большим спросом пользовались произведения по социальным, правовым, крестьянским вопросам. Печатались книги преимущественно в государственных типографиях Петербурга и Москвы.
В 1807 году был обнародован высочайший рескрипт об открытии типографий во всех губернских городах. Увеличивалось число типографий, принадлежащих частным лицам: в 1802 году в Санкт-Петербурге было пять вольных типографий, а в 1811 году – уже около 20. Открывались частные типографии и в других городах России. Известны имена издателей-коммерсантов В. А. Плавильщикова (1768 – 1823), И. В. Сленина (1789 – 1836), А. А. Плюшара (1806 – 1865), Глазуновых.
В начале XIX века возникло 84 новых периодических издания в Санкт-Петербурге и Москве и три в других городах России – Астрахани, Казани, Одессе. Однако эти издания просуществовали недолго в связи со строгостью цензуры, небольшим числом подписчиков, отсутствием издательского опыта.
Занятие журналистикой и редактированием оставалось в то время делом любительским, понятие литературных гонораров пришло гораздо позже. Однако именно в первой трети XIX века определяется характер работы редактора и круг его обязанностей в современном понимании этого слова. В издательской практике редактирование и раньше делили на этапы, но эти этапы не были обязательными, существовали разобщенно и порой дублировали друг друга. Например, при подготовке научной литературы существовал этап предварительной работы над текстом и предусматривались встречи редактора с автором, а при издании произведений художественной литературы к помощи редактора прибегали редко. Лишь в первой трети XIX века издатели убедились в необходимости редакторской подготовки всех книг. Сначала взаимоотношения между редакторами и издателями складывались следующим образом: издатель был материально-ответственным лицом и собственником издания, а редактору вменялось в обязанность поставлять определенное количество статей, вносить по необходимости исправления и вести корректуру.
В начале XIX века редакторский труд стал оплачиваться: в 1802 году издатель журнала «Вестник Европы» И.В. Попов первому редактору журнала Н. М. Карамзину выплачивал гонорар – 3000 рублей в год. С этого времени редактирование можно рассматривать как сферу профессиональной деятельности. Популярность «Вестника Европы» определялась личностью редактора. Деятельность Карамзина-редактора была высоко оценена В. Г. Белинским: «До Карамзина у нас были периодические издания, но не было ни одного журнала: он первый дал нам его. Его «Московский журнал» и «Вестник Европы» были для своего времени явлением удивительным и огромным».
Карамзин составил план издания, занимался отбором произведений. В отделе «Литература и смесь» публиковались произведения Пушкина, Жуковского, Державина, Хераскова, Батюшкова, Вяземского. Тираж журнала уже в 1802 году составил 1200 экз.
Журнал «Вестник Европы» выходил в 1802 – 1830, 1866 - 1918 годы.
В 1812 году начал выходить второй популярный русский «толстый» журнал «Сын Отечества» (1812- 1844, 1847 – 1852). В связи с тем, что планировалось правительственное направление издания, царь Александр I выделил на его создание одну тысячу рублей. Редактором-издателем был назначен Н. И. Греч, ранее работавший учителем гимназии и секретарем цензурного комитета. В первый год существования «Сын Отечества» вполне отвечал своему назначению исторического и политического журнала. Материалы издания отличались свободомыслием, патриотическим пафосом, были представлены такими жанрами как ода, гимн, патриотическая басня, историческая песня. В 1815 году на страницах журнала впервые было опубликовано литературно-художественное обозрение. С тех пор этот жанр навсегда вошел в анналы русской журналистики, позволяя обратить внимание читателя не только на опубликованные в данном издании произведения. В журнале по-новому стали использовать иллюстративный материал. Он стал подчиняться основной идее издания, обогащая и развивая содержание. Впоследствии журнал стал отличаться реакционной направленностью.
С 1825 по 1834 год издавался журнал «Московский телеграф». Его редактор Н. А. Полевой главную задачу издания видел в том, чтобы найти новую аудиторию, состоящую не из любителей изящной словесности. Он делал журнал для более народного читателя. Революционность «Московского телеграфа» заключалась в том, что он смело вступал в полемику, развенчивал авторитеты. В журнале печатались стихи и проза, критика и библиография, существовал отдел «Науки и искусства». Читатели могли найти в журнале статьи по истории, географии, археологии, рецензии на открытия науки.
В 1829 году стали издаваться «Прибавления» к журналу, своеобразный прообраз приложений к журналам. Тираж издания постоянно рос – от 150 до 1500 экз., читательская аудитория расширялась. В. Г. Белинский называл «Московский телеграф» «решительно лучшим журналом в России от начала журналистики».
В журнале печатались Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, который до начала 30-х годов вел отдел критики в журнале.
АЛЬМАНАШИЙ ПЕРИОД
В XIX веке широкое развитие получили альманахи. Основной принцип подбора материалов альманахах зависел от вкуса автора. Если в конце XVIII века альманахами называли отдельные номера журналов литературно-художественного содержания, то в XIX веке подбор материалов осуществляется и по идейно-политическому принципу. В задачи издателей входит подбор и расположение материалов, работа над заголовками, предисловием, иллюстрированием, руководство самим издательским процессом.
В 1796-1799 годах Н. М. Карамзин выпустил три книги альманаха «Аониды». В связи с этим он выразил свой взгляд на работу редактора над изданием: «Я не позволил себе переменить ни одного слова в сообщенных мне письмах». Альманахи отличались малым (карманным) форматом, их украшали виньетки и рамки. Альманах открывало предисловие редактора, в котором он выражал признательность авторам альманаха, раскрывало принцип подбора материала. Произведения подбирались по тематическому и жанровому разнообразию, группировались по жанрам, подписывались, как правило, инициалами. Альманахи начала XIX века еще не были целостной системой, как не были конкретными и их названия: «Утренняя заря», «Свиток муз», «Мнемозина» и т. д. Тем не менее, для исследователей эти издания интересны, тем, что отражали социальные движения в обществе и их связь с русской общественной мыслью.
Заметным движением в литературной жизни того периода стало издание альманаха «Полярная звезда» (1823, 1824, 1825). С выходом первого номера в 1823 году начался так называемый альманаший период русской литературы, который продолжался около десяти лет. Издателями альманаха были К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев. Издание выражало идеи декабристов. Бестужев занимался подбором материала, решал организационные вопросы, договаривался с цензором, сам вычитывал номера. Рылеев возглавлял отдел поэзии. Бестужев и Рылеев были и авторами альманаха. Особое место в журнале занимали критические обзоры, в частности, «Взгляд на старую и новую словесность в России», обзоры литературы за 1823, 1824 годы.
В связи с тем, что, выражая идеи декабризма, издатели при отборе произведений для печати руководствовались идеями свободолюбия, просветительства, несправедливости существующего строя, альманах можно рассматривать не только как литературно-художественное, но и общественно-политическое издание.
Среди авторов «Полярной звезды» были Пушкин, Баратынский, Вяземский, Дельвиг, Жуковский, Крылов, Плетнев, Грибоедов, Глинка, Кюхельбекер, Д. Давыдов и др.
С каждым номером крепнет политическая позиция издателей, более конкретной становится оценка литературных произведений. Поэтому третья книжка альманаха по своей идейно-политической насыщенности превосходит две первые. Редактор альманаха при подборе материалов и их расположении задает тон всему изданию, становясь организатором издания. Именно редактор определяет уровень издания, его качество и читательский адрес. Пиком альманашьего периода стали 1830-1831 годы, когда в России выходило 30 альманахов.
В 1834 году начал выходить наиболее известный толстый журнал того времени «Библиотека для чтения». Это был ежемесячный журнал «словесности, наук, художественной промышленности, новостей и мод». Первым издателем журнала был А. Ф. Смирдин, редактором – О. И. Сенковский. В журнале было установлено жалованье редактору в размере 15 тыс. рублей в год и твердый авторский гонорар – от 200 до 1000 рублей за авторский лист в зависимости от ранга автора. Это давало автору возможность профессионально заниматься писательским трудом, но ставило его в зависимость от редактора и издателя.
Сенковский делал журнал для широкой читательской аудитории и в соответствии с этим редактировал материалы по своему усмотрению. Если редакторы альманахов не вносили исправлений в авторский текст, то Сенковский считал, что текст не только можно, но и нужно править. Свою задачу он выразил следующими словами: «Редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, отделки слога и предмета, если они требуют отделки.» В соответствии с этим он переделывал некоторые тексты так, что авторы с трудом их узнавали. Так, в романе Бальзака «Отец Горио» Сенковский придумывает счастливый конец, в котором Растиньяк становится миллионером. Выпуская журнал для провинциального читателя, Сенковский ориентировался на самый непритязательный вкус. С его стороны была сделана первая в истории русской журналистики попытка изучения читательского спроса. Несмотря на недовольство отдельных авторов, журнал «Библиотека для чтения пользовался популярностью у читателя, т. к. был доступен по цене (подписка на год стоила всего 50 руб.), выходил регулярно первого числа каждого месяца большим – 25-30 печатных листов – объемом.
Белинский писал о журнале: «Нам не нравятся направления «Библиотеки для чтения», но нам нравится, что в ней есть направление… Об аккуратности этого журнала, равно как и о том, что он умеет угодить своим читателям, - нечего и говорить, а это – согласитесь, два важнейших качества журнала».
А. С. ПУШКИН-РЕДАКТОР
Важную роль в развитии редакторского мастерства в первой трети XIX века принадлежит А.С. Пушкину. Как утверждает А. В. Западов, современное редакторское дело начинается с Пушкина. До него были только попытки, наиболее удачная - в XVIII веке у Н. И. Новикова. Пушкин не только показал своим современникам и потомкам, как надо писать, но и оставил образцы того, как надо исправлять написанное.
Начало редакторской и журналистской деятельности Пушкина относят к 1830 года - ко времени его сотрудничества с «Литературной газетой» А. А. Дельвига. С января по март 1830 года Пушкин редактировал газету, выбрав своей целью «знакомить образованную публику с лучшими произведениями литературы европейской и особенно российской».
В «Литературной газете» публиковались Д. Давыдов, Ф. Глинка, Е. Баратынский, Н. Языков. В газете был отдел «Библиография», в котором печатались краткие рецензии на лучшие произведения.
Пушкин был строгим и требовательным редактором, о чем говорят его пометы на рукописях авторов. Однако замечания Пушкина отличаются от других тактичностью и благожелательностью. Более всего при редактировании Пушкин следил за точностью и краткостью, на второе место ставил гармонию.
В 1822 году в заметке «О прозе» он выступает в защиту простого и точного слова: «...Что сказать об наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут д р у ж б а, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. Должно бы сказать: р а н о п о у т р у, а они пишут: «Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это все ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее.
Читаю отчет какого-нибудь любителя театра: «Сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Апол...» Боже мой, да поставь: эта молодая хорошая актриса – и продолжай – будь уверен, что никто не заметит твоих выражений, никто спасибо не скажет».
Признавая право каждого писать на свой собственный лад, Пушкин все-таки свою собственную манеру предпочитал чужой. Об этом говорят и его произведения, и заметки Пушкина-редактора и Пушкина-рецензента. Пользуясь правом учить других, Пушкин делал это тактично и доброжелательно. О характере пушкинских помет свидетельствуют многочисленные черновики. Так, в заметках на полях статьи П. А. Вяземского «О жизни и сочинениях В. А. Озерова» мы много раз встречаем оценки типа: «Хорошо», «Очень хорошо», «Прекрасно», хотя в целом эта статья не получила одобрения Пушкина. Более того, давая конкретные указания по переделке отдельных частей материала, Пушкин дает следующее заключение:
«Часть критическая вообще слаба, слишком слаба. – Слог имеет твои недостатки, не имея твоих достоинств. Лучше написать совсем новую статью, чем передавать печати это сбивчивое и неверное обозрение».
Принципиальностью и взыскательностью отличаются пометы Пушкина на полях второй части «Опытов в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова, которого он относил к числу своих учителей в поэзии. Опытный редактор замечает все: фактические и смысловые ошибки, композиционные недочеты и неудачные переносы.
Выступая в роли редактора и рецензента, Пушкин всегда стремился к убедительности. Он выписывает рецензируемые произведения страницами, десятками страниц, убеждая, советуя, доказывая свою правоту.
Наиболее ярко талант Пушкина-редактора раскрылся в последние годы его жизни, когда он редактировал журнал «Современник». Одной из главных причин обращения Пушкина к журналистике и редактированию было его желание влиять на формирование читательских вкусов, воспитание общественного мнения. К сотрудничеству в журнале он привлекает лучшие литературные силы. В «Современнике» печатаются Ф. Глинка, Е. Баратынский, Н. Языков, Д. Давыдов и другие. В 1836 году Пушкин ведет переговоры о приглашении В. Г. Белинского. Материалы «Современника» отличаются глубиной мысли и изяществом формы. Заботясь о профессионализации писательского труда, Пушкин выплачивает авторам высокий гонорар.
Очень ответственно относится Пушкин к своей работе в журнале. Он проявлял исключительную строгость в отборе материалов. Редактор выполнял все технические обязанности по изданию: редактировал произведения, сопровождая их предисловиями и послесловиями, помогал авторам в выборе заголовков. Известно мнение Пушкина по поводу названия книги Н. А. Дуровой «Своеручные записки русской Амазонки, известной под именем Александрова». В его обязанности входили переговоры с сотрудниками, авторами, цензурой.
Значительное место занимали на страницах журнала произведения самого Пушкина. Однако не это главное. Редактор не дает переводов. Он стремится опубликовать как можно больше талантливых произведений русских авторов. Своей обязанностью Пушкин считал пропаганду отечественной литературы.
На страницах «Современника» печатались не только художественные произведения, но и критические статьи. Так, в 1836 году Пушкин опубликовал в журнале порядка двадцати статей, рецензий и заметок, около десяти написал для следующих томов. Пользуясь правом критика и рецензента, Пушкин внимательно относился к мнениям других. Об этом свидетельствуют его высказывания о роли критики и критиков:
«Я всегда был им (критикам – В.М.) искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место. Прозой пишу я гораздо неправильнее, а говорю еще хуже...»
«Наши критики долго оставляли меня в покое. Это делает им честь: я был далеко в обстоятельствах не благоприятных. По привычке полагали меня все еще очень молодым человеком. Первые неприязненные статьи, помнится, стали появляться по напечатанию четвертой и пятой песни «Евгения Онегина». Разбор сих глав, напечатанный в «Атенее», удивил меня хорошим тоном, хорошим слогом и странностию привязок».
Баренбаум И.Е. История книги. - М.: Книга, 1984, С. 66 – 74.
Белинский В. Г. Николай Алексеевич Полевой. Полн. собр. соч.: В 13 т. – М.-Л., 1953 – 1955. – Т. 9. – С. 671-696.
Гессен С. Книгоиздатель Александр Пушкин. - Л., 1930.
Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М.: Гослитиздат, 1957. С. 332, 335 336.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М.: Художественная литература, 1965. С. 100, 104 – 106 255.
Дементьев А.Г. Очерки по истории русской журналистики XVIII – XIX вв./Под ред. проф. А. В. Западова. - М., 1966.
Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. – М., 1989.
Западов А. В. От рукописи к печатной странице. - М., 1978. С. 65 – 114.
Комарович В.Л. Пометки Пушкина в «Опытах» Батюшкова. Литературное наследство. Т. 16. - М., 1934. С.885 –904.
Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX в. - М.–Л., 1959.
Накорякова К.М. Редакторское мастерство в России XVI – XIX вв.: Опыт и проблемы. - М., 1993. 195 с.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 10 т. – 2-е изд. Т. 7. С. 539 – 554, 564 – 592, 594 – 602.
Сидоров А.М. История оформления русской книги. 2 изд.- М., 1964. С. 214 – 222.
Теория и практика редактирования: Хрестоматия. – М., 1990. – 382 с.
Уртминцева М. Г. Словарь русской литературы. – Нижний Новгород. 1997. С. 52, 75, 264, 432.
Фейнберг И. Незавершенные работы Пушкина. 5-е изд. - М.: Советский писатель, 1969 С. 68-69.
Фрайнштейн М.Ф. Издательское дело Российской Академии //Книга в России XVI – середины XIX вв. – Л., 1990.