Анархистские партии и движения

С древних времен идеям государственной централизации (авторитаризму) противостояли идеи более свободной органи­зации человеческого общества.

Слово «анархия» в переводе с греческого означает «безза­коние», «беспорядок», «хаос». Анархизм ставит задачей со­здание истинно свободного общества, освобождающего личность от всех разновидностей политической, экономической и духов­ной власти, что возможно только с ликвидацией государства.

Антигосударственные настроения подпитываются многими пороками самого государства. К таковым относятся, например, разновидности государственного терроризма: 1) форма терро­ризма, используемая некоторыми правительствами в качестве одного из видов их внутренней и внешней политики (например, в странах, подобных бывшему Советскому Союзу, Китаю и фа­шистской Германии, государственный террор принимал форму сфабрикованных показательных судебных процессов, произволь­ных арестов и задержаний, запретов, резни, пыток и казни чле­нов оппозиционных политических групп); 2) Финансовая или моральная поддержка, оказываемая некоторыми государствами международным террористическим организациям.

Спектр антигосударственных воззрений чрезвычайно широк — от крайнего индивидуализма до коллективизма, от ре­лигиозного мистицизма и самосозерцания (самосовершенство­вания) до крайней революционности. Принято различать два основных направления: а) анархо-индивидуализм, отвергаю­щий любые формы коллективизма; б) анархо-синдикализм и анархо-коммунизм, допускающие некоторые формы коллек­тивизма, в частности рабочих синдикатов (профсоюзов).

Анархо-синдикализм — революционное движение, частич­но берущее начало от учения Прудона и Маркса, но чаще связываемое с доктринами Гийома и Сореля. Оно возникло во Франции в 1890-х годах и с этого времени распространилось в Италии, Испании и Латинской Америке. Анархо-синдика­листы выступали за ниспровержение капитализма посредством революции рабочих при отрицании всех политических партий, власти, которые вновь приводят к неравенству и к превраще­нию диктатуры пролетариата в диктатуру над пролетариатом со стороны партийных и государственных функционеров.

Современная история философии констатирует, что пред­ставителем анархизма был Платон, высказавшийся в своей книге «Республика» за общество без государственного наси­лия и принуждения. Потом были стоики, армянские христи­ане, гуситы в XV веке, «левые» эпохи Французской револю­ции. Под черным знаменем, как символом свободы, сража­лись в 30-е годы XIX века лионские ткачи.

На выработку теории анархизма повлияли идеи утопическо­го социализма, практический опыт Великой Французской рево­люции, Парижской Коммуны и революции 1848 года, взгляды на государство К. Маркса и Ф. Энгельса. В цельную идеологию анархизм сформировался в трудах П. Прудона и М. Штирнера.

В 1846 году Прудон опубли­ковал свое сочинение «Система экономических противоречий или философия нищеты», в котором предлагал путь мирного переустройства общества посредством реформы кредита и об­ращения и резко нападал на коммунизм.

Прудонизм получил в XIX веке распространение во Франции и некоторых других странах. Французские секции I Интернаци­онала на первых порах создавались и руководились прудониста­ми, затем они перешли в руки так называемых левых прудони­стов - сторонников революционной классовой борьбы.

В России анархистские идеи наибольшее распространение получили во второй половине XIX — XX вв. под влиянием М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, С.Г. Нечаева, Н.А. Мах­но, Л.Н. Толстого, Махатмы Ганди. На выработку коренных положений российского анархизма повлияли исторические особенности социально-экономического и политического раз­вития России в XIX в. - ненавистное самодержавие и кресть­янская община как зачаток будущего общества.

М.А. Бакунин (1814-1876) считал, что социализм — это об­щество социальной справедливости; все земли принадлежат на­роду; право пользования средствами производства принадлежит общине; абсолютная автономия, общинное самоуправление, враж­дебное отношение к государству. Для воплощения этих идеалов необходимо искоренить патриархальность, поглощение личнос­тной свободы общиной, веру в царя и религиозность. М. А. Бакунин первоначально указывает два возможных сред­ства достижения народного идеала: кооперативный социализм как средство преобразования быта крестьян и рабочих; револю­ционный - организация всенародного бунта. Бакунин верил в инстинктивную революционность народных масс. Что произойдет и как народ будет жить на другой день после революции, зависит от социально-экономического положения конкретного

народа и появившихся после революции стремлений. Револю­ции никогда не делаются личностями или подпольными органи­зациями, а происходят сами по себе, стихийно.

Бакунин назвал свою программу «анархической системой Прудона, нами доразработанной, расширенной, развитой и ос­вобожденной от всякого метафизического, идеалистического убранства». Основные идеи Бакунина изложены в его книгах «Бог и государство», «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Прибавление «А». Главными принципами его программы были: а) пропаганда атеизма; б) уничтожение государства; б) государство мо­жет быть уничтожено только путем вооруженного восстания.

Бакунин Михаил Александрович, вступив в 1864 году в I Интернационал, Бакунин создает в 1868 г. в Берне «Международный альянс социалистической демократии» с анархистской программой. В последующие годы развертыва­ется борьба между марксистским и анархистским интернацио­налами. Бакунин отвергал марксистскую идею социалистичес­кого государства, считая, что «диктатура способна породить в народе лишь рабство, неминуемо приведет к перерождению про­летарского государства в общество «авторитарного коммуниз­ма». В 1872 году за раскольническую деятельность исключает­ся из I Интернационала. После поражения Парижской комму­ны Бакунин личным участием пытался способствовать победе восстаний в Испании (1873) и Италии (1874).

Большая энергия и боевой дух Бакунина завоевали ему много последователей в Италии, Испании, Франции, Швейцарии, России и среди рабочих иностранного происхождения в Соединенных Штатах.

Другой теоретик анархизма П.А. Кропоткин (1842-1921) идеал будущего общества представлял следующим образом:

вольный союз самоуправляющихся общин; обязательный все­общий труд; коллективная собственность на орудия и сред­ства производства, предметы быта; отказ от высшего образо­вания, приводящего к умственному неравенству. Царское са­модержавие, по Кропоткину, несовместимо с самоуправлени­ем трудящихся. В противовес буржуазной демократии он пред­лагал вариант анархо-синдикалистского представительства во власти. Общественные организации, общества, кооперативы в условиях буржуазного строя должны подготовить почву для исчезновения государства. Марксисты и анархисты соглаша­лись в необходимости слома государственной машины, но марксисты ожидали отмирания государства на стадии комму­низма, а анархисты считали невозможным сочетание револю­ции и государства как консервативной силы.

Кропоткин называл свое учение анархическим коммуниз­мом, обоснованию его он посвятил ряд работ: «Речи бунтов­щика» (1885), «Хлеб и воля» (1892), «Анархия, ее филосо­фия, ее идеал» (1896), «Современная наука и анархия» (1993) и другие. Разделяя основные принципы родоначальников анар­хизма, он был сторонником социальной революции, в которой видел не стихийный бунт, а сознательные действия народа.

Россия считается одной из немногих стран, где анархизм имел существенное влияние. В начале 1904 года анархистские организации в России существовали в 15 городах и поселках, в 1905 году они действовали в 48, в 1906 - в 73 городах. К 1917 году большинство из них примкнуло к анархо-коммунистическому течению, требовавшему немедленной организации безвлас­тного общества, основанного на общественной собственности на средства производства и предметы потребления. Другие направ­ления представляли анархо-синдикалисты, выступающие за унич­тожение политической власти, захват предприятий рабочими и создание общества, руководимого федерацией синдикатов (проф­союзов). Анархи­сты-террористы («Чернознаменцы», «Безначальцы», «Неприми­римые») проповедовали саботаж в области экономики, первыми ввели в практику немотивированный террор как средство дезорганизации государства. Пананархисты отказыва­лись от любого вида деятельности, направленной на укреп­ление государства, в том числе и от труда. Мистические анархи­сты концентрировали внимание в своих программах только наличной жизни. В период реакции 1907-1910 гг. революцион­ный анархизм переродился в анархо-индивидуализм.

Анархо-синдикалисты и анархо-коммунисты надеялись на мировую революцию, поэтому в период Первой мировой вой­ны выступали с лозунгом «Война до победного конца», «До­лой Временное правительство!», требовали немедленного воо­руженного восстания, надеясь, что обострение событий спро­воцирует мировую революцию. Выступали они и против рати­фикации Брестского мира.

Во время Октябрьской революции некоторые анархистс­кие группы заняли враждебную позицию по отношению к боль­шевикам, другие были вполне лояльны к ним.

Первый съезд анархо-синдикалистских организаций советской России и Украины состоялся в августе 1918 года. На нем было провозглашено создание Российской конфедерации анархо-синди­калистов (РКАС). Ее лидерами были Г. Максимов, Е. Ярчук, М. Мрачный. В декабре 1918 г. возникла Всероссийская организация анархистов под руководством А. Каверина, утверж­давшая, что политика большевиков отвечает интересам народа.

С 1918 года часть анархистов начала сотрудничать с со­ветской властью, участвовала в сломе старой государственной машины, в подавлении сопротивления ее представителей. Но как только советская власть начала устанавливать порядок, дисциплину, требовать выполнения декретов, большая часть их выступила против Советского государства.

В ряде городов ими были созданы вооруженные отряды, некоторые из них сомкнулись с уголовными элементами, совершали разбои, ограбления, убийства, занимались экспроприациями банков и касс предприятий, провоцировали рабочих на забастовки и мятежи. В 1919 году в Москве сложилась «Российская организация анархистов подполья». Анархисты подполья ставили перед собой цель взорвать Кремль. Однако узнав, что в Леонтьевском переулке состоится совещание видных большевиков, взорвали особняк вместе с активистами ~ 12 человек было убито и 55 человек ранено и контужено.

С деятельностью анархистов было связано создание республики Гуляй-поле на Украине в 1920-1921 гг., Кронштадтское восстание моряков 1921 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: