С древних времен идеям государственной централизации (авторитаризму) противостояли идеи более свободной организации человеческого общества.
Слово «анархия» в переводе с греческого означает «беззаконие», «беспорядок», «хаос». Анархизм ставит задачей создание истинно свободного общества, освобождающего личность от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти, что возможно только с ликвидацией государства.
Антигосударственные настроения подпитываются многими пороками самого государства. К таковым относятся, например, разновидности государственного терроризма: 1) форма терроризма, используемая некоторыми правительствами в качестве одного из видов их внутренней и внешней политики (например, в странах, подобных бывшему Советскому Союзу, Китаю и фашистской Германии, государственный террор принимал форму сфабрикованных показательных судебных процессов, произвольных арестов и задержаний, запретов, резни, пыток и казни членов оппозиционных политических групп); 2) Финансовая или моральная поддержка, оказываемая некоторыми государствами международным террористическим организациям.
Спектр антигосударственных воззрений чрезвычайно широк — от крайнего индивидуализма до коллективизма, от религиозного мистицизма и самосозерцания (самосовершенствования) до крайней революционности. Принято различать два основных направления: а) анархо-индивидуализм, отвергающий любые формы коллективизма; б) анархо-синдикализм и анархо-коммунизм, допускающие некоторые формы коллективизма, в частности рабочих синдикатов (профсоюзов).
Анархо-синдикализм — революционное движение, частично берущее начало от учения Прудона и Маркса, но чаще связываемое с доктринами Гийома и Сореля. Оно возникло во Франции в 1890-х годах и с этого времени распространилось в Италии, Испании и Латинской Америке. Анархо-синдикалисты выступали за ниспровержение капитализма посредством революции рабочих при отрицании всех политических партий, власти, которые вновь приводят к неравенству и к превращению диктатуры пролетариата в диктатуру над пролетариатом со стороны партийных и государственных функционеров.
Современная история философии констатирует, что представителем анархизма был Платон, высказавшийся в своей книге «Республика» за общество без государственного насилия и принуждения. Потом были стоики, армянские христиане, гуситы в XV веке, «левые» эпохи Французской революции. Под черным знаменем, как символом свободы, сражались в 30-е годы XIX века лионские ткачи.
На выработку теории анархизма повлияли идеи утопического социализма, практический опыт Великой Французской революции, Парижской Коммуны и революции 1848 года, взгляды на государство К. Маркса и Ф. Энгельса. В цельную идеологию анархизм сформировался в трудах П. Прудона и М. Штирнера.
В 1846 году Прудон опубликовал свое сочинение «Система экономических противоречий или философия нищеты», в котором предлагал путь мирного переустройства общества посредством реформы кредита и обращения и резко нападал на коммунизм.
Прудонизм получил в XIX веке распространение во Франции и некоторых других странах. Французские секции I Интернационала на первых порах создавались и руководились прудонистами, затем они перешли в руки так называемых левых прудонистов - сторонников революционной классовой борьбы.
В России анархистские идеи наибольшее распространение получили во второй половине XIX — XX вв. под влиянием М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, С.Г. Нечаева, Н.А. Махно, Л.Н. Толстого, Махатмы Ганди. На выработку коренных положений российского анархизма повлияли исторические особенности социально-экономического и политического развития России в XIX в. - ненавистное самодержавие и крестьянская община как зачаток будущего общества.
М.А. Бакунин (1814-1876) считал, что социализм — это общество социальной справедливости; все земли принадлежат народу; право пользования средствами производства принадлежит общине; абсолютная автономия, общинное самоуправление, враждебное отношение к государству. Для воплощения этих идеалов необходимо искоренить патриархальность, поглощение личностной свободы общиной, веру в царя и религиозность. М. А. Бакунин первоначально указывает два возможных средства достижения народного идеала: кооперативный социализм как средство преобразования быта крестьян и рабочих; революционный - организация всенародного бунта. Бакунин верил в инстинктивную революционность народных масс. Что произойдет и как народ будет жить на другой день после революции, зависит от социально-экономического положения конкретного
народа и появившихся после революции стремлений. Революции никогда не делаются личностями или подпольными организациями, а происходят сами по себе, стихийно.
Бакунин назвал свою программу «анархической системой Прудона, нами доразработанной, расширенной, развитой и освобожденной от всякого метафизического, идеалистического убранства». Основные идеи Бакунина изложены в его книгах «Бог и государство», «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Прибавление «А». Главными принципами его программы были: а) пропаганда атеизма; б) уничтожение государства; б) государство может быть уничтожено только путем вооруженного восстания.
Бакунин Михаил Александрович, вступив в 1864 году в I Интернационал, Бакунин создает в 1868 г. в Берне «Международный альянс социалистической демократии» с анархистской программой. В последующие годы развертывается борьба между марксистским и анархистским интернационалами. Бакунин отвергал марксистскую идею социалистического государства, считая, что «диктатура способна породить в народе лишь рабство, неминуемо приведет к перерождению пролетарского государства в общество «авторитарного коммунизма». В 1872 году за раскольническую деятельность исключается из I Интернационала. После поражения Парижской коммуны Бакунин личным участием пытался способствовать победе восстаний в Испании (1873) и Италии (1874).
Большая энергия и боевой дух Бакунина завоевали ему много последователей в Италии, Испании, Франции, Швейцарии, России и среди рабочих иностранного происхождения в Соединенных Штатах.
Другой теоретик анархизма П.А. Кропоткин (1842-1921) идеал будущего общества представлял следующим образом:
вольный союз самоуправляющихся общин; обязательный всеобщий труд; коллективная собственность на орудия и средства производства, предметы быта; отказ от высшего образования, приводящего к умственному неравенству. Царское самодержавие, по Кропоткину, несовместимо с самоуправлением трудящихся. В противовес буржуазной демократии он предлагал вариант анархо-синдикалистского представительства во власти. Общественные организации, общества, кооперативы в условиях буржуазного строя должны подготовить почву для исчезновения государства. Марксисты и анархисты соглашались в необходимости слома государственной машины, но марксисты ожидали отмирания государства на стадии коммунизма, а анархисты считали невозможным сочетание революции и государства как консервативной силы.
Кропоткин называл свое учение анархическим коммунизмом, обоснованию его он посвятил ряд работ: «Речи бунтовщика» (1885), «Хлеб и воля» (1892), «Анархия, ее философия, ее идеал» (1896), «Современная наука и анархия» (1993) и другие. Разделяя основные принципы родоначальников анархизма, он был сторонником социальной революции, в которой видел не стихийный бунт, а сознательные действия народа.
Россия считается одной из немногих стран, где анархизм имел существенное влияние. В начале 1904 года анархистские организации в России существовали в 15 городах и поселках, в 1905 году они действовали в 48, в 1906 - в 73 городах. К 1917 году большинство из них примкнуло к анархо-коммунистическому течению, требовавшему немедленной организации безвластного общества, основанного на общественной собственности на средства производства и предметы потребления. Другие направления представляли анархо-синдикалисты, выступающие за уничтожение политической власти, захват предприятий рабочими и создание общества, руководимого федерацией синдикатов (профсоюзов). Анархисты-террористы («Чернознаменцы», «Безначальцы», «Непримиримые») проповедовали саботаж в области экономики, первыми ввели в практику немотивированный террор как средство дезорганизации государства. Пананархисты отказывались от любого вида деятельности, направленной на укрепление государства, в том числе и от труда. Мистические анархисты концентрировали внимание в своих программах только наличной жизни. В период реакции 1907-1910 гг. революционный анархизм переродился в анархо-индивидуализм.
Анархо-синдикалисты и анархо-коммунисты надеялись на мировую революцию, поэтому в период Первой мировой войны выступали с лозунгом «Война до победного конца», «Долой Временное правительство!», требовали немедленного вооруженного восстания, надеясь, что обострение событий спровоцирует мировую революцию. Выступали они и против ратификации Брестского мира.
Во время Октябрьской революции некоторые анархистские группы заняли враждебную позицию по отношению к большевикам, другие были вполне лояльны к ним.
Первый съезд анархо-синдикалистских организаций советской России и Украины состоялся в августе 1918 года. На нем было провозглашено создание Российской конфедерации анархо-синдикалистов (РКАС). Ее лидерами были Г. Максимов, Е. Ярчук, М. Мрачный. В декабре 1918 г. возникла Всероссийская организация анархистов под руководством А. Каверина, утверждавшая, что политика большевиков отвечает интересам народа.
С 1918 года часть анархистов начала сотрудничать с советской властью, участвовала в сломе старой государственной машины, в подавлении сопротивления ее представителей. Но как только советская власть начала устанавливать порядок, дисциплину, требовать выполнения декретов, большая часть их выступила против Советского государства.
В ряде городов ими были созданы вооруженные отряды, некоторые из них сомкнулись с уголовными элементами, совершали разбои, ограбления, убийства, занимались экспроприациями банков и касс предприятий, провоцировали рабочих на забастовки и мятежи. В 1919 году в Москве сложилась «Российская организация анархистов подполья». Анархисты подполья ставили перед собой цель взорвать Кремль. Однако узнав, что в Леонтьевском переулке состоится совещание видных большевиков, взорвали особняк вместе с активистами ~ 12 человек было убито и 55 человек ранено и контужено.
С деятельностью анархистов было связано создание республики Гуляй-поле на Украине в 1920-1921 гг., Кронштадтское восстание моряков 1921 г.