Инструкция. 1. Четко сформулируйте задачу и запишите ее

1. Четко сформулируйте задачу и запишите ее.

2. Выделите в формулировке задачи ключевые слова (не меньше двух, лучше три-четыре). Ключевыми словами могут быть, например, центральная тема задачи и главное требование к результату (см. пример ниже).

3. Соедините ключевые слова в пары и постройте минимум по пять катен с каждой парой.

o В катене используются два типа связей — связи по паттерну, т.е. связи, возникающие из типичных ситуаций, связанных со словом (например, «торт — свеча»), и связи по аналогии (например, аналогия по форме «галактика — ракушка»).

o Подробнее о правилах построения катен вы можете прочесть настранице игры.

4. Выберите по одному слову из каждой катены и используйте его как стимул для нахождения идей. Сразу записывайте возникшие идеи.

o Чтобы найти идеи, удерживайте в уме одновременно задачу и стимул, наблюдайте за возникающими между ними связями и стремитесь для каждой связи найти условия, при которых она была бы возможной. Звучит сложно, но на практике это очень просто и все мы умеем это делать.

o Подробно об этом приеме: метод случайного стимула.

5. После перерыва выберите лучшие идеи для дальнейшей доработки.

Несколько советов

· Для большего удобства вы можете набросать паттерны выбранных слов, прежде чем начинать строить катены — тогда игра пойдет легче (см. пример ниже). Удобно использовать для этого ментальные карты.

· Если у вас сложная задача и только два ключевых слова, вы можете добавить еще одно-два произвольных слова, чтобы сделать результаты богаче. Я обычно использую слова «вокзал» (у этого слова много связей по паттерну) и «солнце» (много связей по аналогии).

· Очень часто лучшим кандидатом на стимул оказывается второе слово в цепочке — в нем может присутствовать определенная связь и с исходным, и с конечным словами, причем обычно это связь неявная, не мешающая возникновению свежих идей.

· Связи не всегда бывают двусторонними, поэтому можно получить дополнительные результаты, поменяв местами слова в исходной паре катены.

· Качество получившихся катен и строгость соблюдения правил не играют в катена-мэппинге особой роли, поскольку игра здесь имеет чисто прикладное значение.

Хотя очевидным результатом катена-мээппинга являются найденные идеи, не менее важно и другое — игра помогает без особых усилий освоить саму область, к которой относится задача, даже если вы не раньше не имели к ней отношения. Благодаря этому из незнакомой и чуждой или слишком знакомой и скучной задача превращается в живую и интересную.

Пример

Сейчас я занимаюсь разработкой летней программы Panorama Team. Продвижение заграничных мероприятий похоже на запуск ракеты: нужно очень много топлива, чтобы преодолеть силу притяжения земли. В нашем случае таким топливом является интерес к программе. Поэтому задачу я сформулировал так: «Развить существующую программу и сделать ее еще интереснее». Из этой формулировки я выбрал три ключевых слова: программа, интерес, развитие.

Выше вы видите исходные паттерны слов. Цветом обозначены связи, найденные в процессе игры, и как правило они действительно ярче тех, что пришли в голову в первый момент.

А вот получившиеся катены.

И наконец, некоторые из возникших идей (кое-что я естественно оставлю в секрете). Жирным выделены исходные слова-стимулы.

· Юзер: провести серию открытых микротренингов для всех желающих нафейсбук-странице программы. [уже анонсировано]

· Путь: включить в программу тренинг-квест, представляющий собой серию эпизодов, объединенных одним сюжетом и привязанных к маршруту, проходящему по «местам силы». Отработка навыков, изучаемых на мастер-классах, на материале этого сюжета в конкретных практических ситуациях.

· Цель: работа по совмещению целей и мотиваций (часто бывает, что у человека есть цель, но нет действенного желания ее достигать, или наоборот есть живой интерес, который не трансформируется в конкретную цель).

· Проделка: серия неожиданностей и как бы незапланированных событий, способствующих ломке устоявшихся паттернов и расчистке горизонтов сознания.

· Телевизор: пригласить видеооператора, который будет снимать самые яркие моменты программы и в тот же день выкладывать их на фейсбук.

· Канны: провести один день на пляже на берегу Дуная с заездом на винодельню и дегустацией австрийских вин.

· Изумление: если вы не испытаете изумления хотя бы один раз в каждый день программы, мы вернем вам деньги:)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: