Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ




1. Освоение и проблема свободы.

1.1. Деятельность как объяснительный принцип в философии.

1.2. Понятие и сущность свободы.

1.3. Основные типы отношения человека к миру.

2. Практическое освоение мира.

3.1. Материальное производство.

3.2. Общественно-преобразующая деятельность.

3.3. Научный эксперимент.

4. Техническая деятельность как проблема современной социально-философской мысли.

5. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру.

5.1. Диалектика процесса познания.

5.2. Истина и ее критерии.

5.3. Многообразие форм знания.

5.4. Наука как сфера деятельности.

6. Специфика практически-духовной деятельности.

6.1. Ценности и их роль в жизни человека и общества.

6.2. Проблема духовности.

Ситуационные вопросы:

1. Чем человеческая деятельность отличается от поведения животных?

2. Всякая ли деятельность является освоением?

3. Может ли человек изменять окружающий мир, не изменяясь при этом сам?

4. Что означает «производство людей людьми»?

5. Как связаны деятельность и общественные отношения?

6. Что такое «технократическое мышление» и каковы его последствия в социальной жизни?

7. Что означает термин «научная революция»? Когда впервые в истории европейского общества мы встречаем это явление?

8. Чем отличаются понятия «картина мира» и «научная картина мира»?

9. Сопоставьте науку и философию, науку и религию. Науку и искусство, науку и мораль. Выявите черты сходства и отличия, найдите «точки соприкосновения» этих областей, их взаимосвязь и взаимообогащение.

10. Почему проблема нравственных аспектов научной деятельности так актуальна в наше время? В каких областях это проявляется наиболее ярко?

Терминологический словарь:

Освоение, отчуждение, практика, свобода, способ производства, общественные отношения, техника, сенсуализм, рационализм, истина, критерий, ценность.

Темы для докладов и сообщений:

1. Проблемы социальной практики в современной России.

2. Техника и техническая деятельность в современном мире: проблемы и перспективы.

3. Философия техники.

4. Проблемы инженерной деятельности в современном обществе.

5. Проблема рациональности в современной философии и науке.

6. Проблема статуса науки в современном мировоззрении.

7. Феномен паранауки в современном обществе.

Рекомендуемая литература:

Тема 1.

1. Кантор, В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» / В.К. Кантор // Вопросы философии. – 1994. – № 5.

2. Кравченко, И.И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса / И.И. Кравченко // Вопросы философии. – 2002. – № 9.




3. Лапин, Н.И. Проблемы социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия / Н.И. Лапин // Вопросы философии. – 1996. – № 5.

4. Россман, В. Платон как зеркало русской идеи / В. Россман // Вопросы философии. – 2005. – № 4.

5. Согрин, В.В. Уроки российской истории и современные реформы / В.В. Согрин // Вопросы философии. – 2002. – № 11.

Тема 2.

1. Баландин, Р.К. Ноосфера и техносфера / Р.К. Баландин // Вопросы философии. – 2005. – № 6.

2. Воронин, А.А. Техника как коммуникационная стратегия / А.А. Воронин // Вопросы философии. – 1997. – № 5.

3. Наука, техника и культура: проблема гуманизации и социальной ответственности. (Материалы «круглого стола»). // Вопросы философии. – 1989. – № 1.

Тема 3.

1. Бердяев, Н. Человек и машина / Р. Бердяев // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

2. Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1993. – № 10.

3. Розин, В.М. Техника и социальность / В.М. Розин // Вопросы философии. – 2005. – № 5.

4. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.

5. Степин, В.С. Философия науки и техники: Учебное пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 1995.

Тема 4.

1. Водопьянова, Е. Инженерное сообщество / Е. Водопьянова // Свободная мысль. – 1996. – № 12.

2. Воронин, А.А. Техника и мораль / А.А. Воронин // Вопросы философии. – 2004. – № 10.

3. Граупнер, Р. Человек между современной техникой и моралью: права человека, мораль и профессия инженера / Р. Гаупнер, Э. Гаупнер // Вестник Московского университета, сер.7, Философия. – 1995. – № 6.

Тема 5.



1. Берега рациональности. Беседа с В.С. Швыревым. // Вопросы философии. – 2004. – № 2.

2. Майнбергер, Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей / Г.К. Майнбергер // Вопросы философии. – 1997. – № 9.

3. Новиков, А.Л. Рациональность в ее истоках и утратах / А.Л. Новиков // Вопросы философии. – 1995. – № 5.

4. Новые информационные технологии и судьба рациональности в современной культуре (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2003. – № 12.

5. Швырев, В.С. Рациональность как ценность культуры / В.С. Швырев // Вопросы философии. – 1992. – № 6.

Тема 6.

1. Агацци, Э. Почему у науки есть и этические измерения? / Э. Агацци // Вопросы философии. – 2009. – № 10.

2. Зинченко, В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? / В.П. Зинченко // Вопросы философии. – 1990. – № 1.

3. Кара-Мурза, С.Г. Наука и кризис цивилизации / С.Г. Кара-Мурза // Вопросы философии. – 1990. – № 9.

4. Кнабе, Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни / Г.С. Кнабе // Вопросы философии. – 2001. – № 8.

5. Ракитов, А.И. Наука в эпоху глобальных трансформаций / А.И. Ракитов // Свободная мысль. – 1997. – № 5, 7.

6. Философия науки. / Под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Трикста, 2004. (Раздел V).

Тема 7.

1. Дынич, В.И. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения / В.И. Дынич, М.А. Ельяшевич и др. // Вопросы философии. – 1994. – № 12.

2. Псевдонаучное знание в современной культуре (Материалы «круглого стола»). // Вопросы философии. – 1990. – № 6.

3. Сидорова, Н.М. Паранаука как феномен культуры / Н.М. Сидорова // Вестник Московского университета, сер. 7, Философия. – 1995. – № 3.





Дата добавления: 2015-03-22; просмотров: 381; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10183 - | 7789 - или читать все...

Читайте также:

  1. Cтатус судьи: понятие и содержание
  2. Essential Vocabulary. advertising efforts- рекламная деятельность
  3. I. Внеаудиторная работа студентов. 1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: биоэтика, валеология, экология человека
  4. I. Внеаудиторная работа студентов. 1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: загрязнение, трансграничное загрязнение
  5. I. Внеаудиторная работа студентов. 1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: международное правонарушение, международное преступление
  6. I. Внеаудиторная работа студентов. 1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: мониторинг, окружающая среда, условия среды
  7. I. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ
  8. I.Согласованная деятельность органов в организме человека осуществляется с помощью систем: а) опорно-двигательной; б) нервной; в) пищеварительной; г) эндокринной; д) дыхательной
  9. II. Содержание
  10. II. Содержание дисциплины
  11. II. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
  12. III СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


 

34.226.234.20 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.