Экология

Авторы: Е.В.Костюк, канд.техн.наук, доцент

В.А. Курбатов, к.ф.-м. наук, доцент

Л.И.Харитонова, ст. преподаватель

Рецензент: к.т.н., доцент кафедры НТС Морозов Б.Н.

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры ЭБЖиЭ

Протокол № 2 от 4 сентября 2012 г.

Зав. кафедрой ЭБЖиЭ / А.Н.Павлов /

Утверждено на совете заочного факультета

Протокол № от. 10. 2012 г.

Председатель методического совета

заочного факультета / Л.Ф. Захаров /


При изучении курса "Экология" для бакалавров заочной формы обучения проводятся следующие виды учебных занятий: лекции, групповые и индивидуаль­ные консультации, лабораторные работы.

Основной формой обучения являются самостоятельная работа.

Учебные занятия во время пребывания студентов в универси­тете должны закрепить знания, приобретенные при самостоятельной работе.

Главной формой проверки знаний студентов в период самостоя­тельной работы является контрольная работа. Студент допускается к экзамену только при наличии выполненной и зачтенной контроль­ной работы, и после собеседования по ней.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ

Для успешного самостоятельного изучения курса "Экология" и лучшего закрепления основных тем курса студентам рекомендуется вести конспекты прочитанного материала. Необходимо также решать типовые примеры, приведенные в рекомендованной учебной литературе.

При возникновении трудностей в понимании учебного материала рекомендуется обращаться за консультацией на кафедру экологии, безопасности жизнедеятельности и электропитания.

Порядок изучения разделов курса следующий:

1) самостоятельное изучение по литературным источникам, вы­полнение контрольной работы;

2) посещение лекций;

3) выполнение лабораторных работ;

4) сдача зачета по лабораторным работам;

5) собеседование по контрольной работе и сдача экзамена по курсу.

Студенты, не прошедшие собеседования, к экзамену не до­пускаются.

Более детально проработка специальных вопросов безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии должна проводиться при изучении специ­альных дисциплин и в дипломных проектах.

Следует напомнить, что раздел "Разработка вопросов по экологии и безопасности жизнедеятельности" является обязательным для каждого дипломного проекта, и качество подготовки по данному курсу будет определять готовность к дипломному проектированию.

I. ОБЩИЕ СВЕДИНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

1. Цель преподавания дисциплины.

Целью преподавания курса «Экология» является формирование научно-обоснованного мировоззрения природоохранной деятельности человека и приобретение навыков контроля за состоянием биосферы и устранение последствий вредного промышленного влияния на нее.

Полученные знания необходимы выпускнику МТУСИ при создании экологически оправданных разработок внедрения и эксплуатации современных средств связи.

2. Задачи изучения курса

В задачи изучения курса входит – знакомство с проблемами экоразвития, применительно к отрасли связи. Полученные знания должны обеспечить умение прогнозировать и моделировать экологически экстремальные ситуации. Студенты должны знать:

- общие проблемы экоразвития применительно к отрасли связи,

- характер и методы анализа опасностей, в процессе трудовой деятельности, а также правовые основы экологии.

Выпускник МТУСИ должен уметь:

- оценивать текущее состояние биосферы и прогнозировать будущее ее состояние,

- дать научно – обоснованный анализ степени риска при проектировании исследовании и эксплуатации предприятий связи, оптимизируя возможные средства защиты человека и природы,

- пользоваться средствами контроля параметров среды обитания для всесторонней оценки экологической опасности,

- в минимальные сроки принимать обоснованные решения по нормализации экстремальных ситуаций, связанных с производством, неожиданными опасными факторами.

3. Перечень обеспечивающих дисциплин.

Курс «Экология» является дисциплиной аккумулирующей законы основных фундаментальных и общенаучных дисциплин: физики (акустика, электричество, оптика, электромагнитное излучение, физика атомного ядра), химия (физико – химические свойства элементов и их соединений), биологи, математики(математический анализ, теория вероятностей, математическая логика), экономики(экономика отрасли связи), организации и планирования предприятий связи.

Курс содержит 4 раздела, рассчитан на 1 семестр.

II. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

1. Проблемы экоразвития и экология человека

Основные положения экологии, отношение экологии к другим наукам. Экосистемы их развитие и эволюция. Энергия в экологических системах. Экологический мониторинг. Система «человек – среда обитания». Биологическая эволюция человека, основные биофизические и биохимические процессы.

2. Рациональное природопользование

Правовые основы охраны окружающей среды в России. Основные виды загрязнений окружающей среды – химические, биологические, физические. Загрязнители атмосферы. Нормирование примесей в воздушном бассейне больших и малых городов. Загрязнение водного бассейна сточными водами предприятий. Загрязнение почвы отходами предпричтий.

Комплексные системы контроля загрязнений окружающей среды. Анализ материального и энергетического баланса систем защиты окружающей среды. Единицы измерения загрязнений. Оценка возможного воздействия предприятий на окружающую среду.

Очистка выбросов от газов- и парообразных примесей. Рассеивание выбросов в атмосфере. Санитарно-защитные зоны.

Очистка сточных вод от механических, маслосодержащих, металлических и других примесей.

Утилизация и ликвидация промышленных отходов. Биохимическая обработка отходов.

Ответственность руководителей за нарушение норм.

3. Экологические факторы жизнедеятельности

Факторы производственной среды и экоразвитие. Производственный микроклимат. Действие вредных веществ на организм человека.

Тепловые воздействия на организм человека. Обеспечение метеорологических условий производственной среды.

Биологический фактор освещенности. Влияние условий освещения на работоспособность.

Биологический фактор шума. Источники шума. Методы измерения шума и защита от шума.

Физические аспекты действия электромагнитных волн на биологические объекты.

Солнечная УФ - радиация и иммунная система человека. Дозиметрия ультрафиолетовой радиации и средства защиты от жесткого ультрафиолетового излучения.

Лазерное излучение. Основные физические характеристики. Характер воздействия лазерного излучения на организм человека. Технические меры защиты от лазерного излучения.

Действие электромагнитных полей радиочастот на природу и организм человека. Источники электромагнитных излучений и оценка интенсивности облучения. Принципы защиты от электромагнитных излучений радиочастот. Биоэффекты при радио облучении. Контроль за соблюдением гигиенических нормативов.

Ионизирующее излучение, его действие на природу и организм человека. Биоэффекты ионизирующего излучения. Характеристики радиоактивных веществ. Дозиметрический контроль. Проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов.

4. Промышленная экология отрасли связи

Экологическая характеристика предприятий связи. Потенциально экологически опасные производственные процессы в отрасли связи. Перспективы деятельности предприятий связи в области безопасности жизнедеятельности. Возможности безотходной и ресурсосберегающей технологии в отрасли связи.

Методы и средства борьбы на предприятиях связи с вредными выбросами веществ в атмосферу, прогнозирование и контроль уровня загрязнения.

Основные природоохранительные меры при строительстве объектов связи. Эколого-производственные требования к хранилищам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: