Способы разработки прогноза емкости рынка

Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогноза:
1. Анкетирование - выявление мнений населения, компетентных специалистов и экспертов с це­лью получения оценок прогнозного характера. Методы, построенные на анкетировании, исполь­зуются, как правило, в случаях, когда по ряду причин закономерности развития процесса не могут быть отражены формальным аппаратом, когда отсутствуют необходимые данные. Экспертные ме­тоды, основанные на знаниях н интуиции специалистов, широко применяются в прогнозных ис­следованиях рынка, особенно при оценке емкости рынка, новых (модифицированных) товаров. Одним из распространенных методов экспертной оценки является метод «Дсльфи». представляю­щий собой ряд последовательных процедур по подготовке и обоснованию прогноза. Эти процеду­ры характеризуются: анонимностью (независимостью ответов экспертов) опроса: регулируемой обратной связью между результатами опроса предыдущего этапа и подготовкой их нового вариан­та: групповым характером ответа Регулярная обратная связь осуществляется путем проведения нескольких туров опроса, на каждом из которых характеристики ответов обрабатываются с при­менением статистико - математических методов и результаты сообщаются экспертами. Групповой ответ формируется путем обработки и анализа результатов ответов экспертов. Критерием оконча­ния его разработки, как правило, является («близость» указанных ответов.
От метода «Дельфи» по организации работы экспертов принципиально отличается метод, полу­чивший название метод «мозговой атаки». Он предлагает получение решения как продукта кол­лективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего анализа его результатов. Этот метод рекомендуется использовать в критических ситуациях, при отсутствии реальных, достаточно очевидных вариантов развития процессов в пер­спективе. Подробнее с экспертными методами прогнозирования можно познакомиться в специ­альной литературе.

2. Экстраполирование - продолжение в будущее тенденции процессов, отражаемых в виде дина­мических рядов их показателей, на основе разработанных моделей регрессионного типа. Методы экстраполяции применяются обычно в случаях, когда информация о прошлом имеется в достаточ­ном количестве и выявлены устойчивые тенденции. Этот вариант основан на гипотезе о сохране­нии в будущем сложившихся ранее тенденций. Такой подход к прогнозированию косит название генетический и предполагает использование эконометрических моделей.
В большинстве исследований товарных рынков в качестве важнейшего фактора, определяющего развитие рынка, в модели вводится временной фактор (тренд). Процедура экстраполяции тенден­ций предполагает выбор трендовых моделей прогнозирования и формы кривой, наиболее близко описывающей ряд эмпирических данных.

3. Аналитические моделирование - построение и использование модели, отражающей внутренние и внешние взаимосвязи в ходе развития рынка. Эта группа методов используется тогда, когда ин­формация о прошлом минимальна, но имеются некоторые гипотетические представления о рынке, которые позволяют разработать его модель и на этой базе оценить будущее состояние рынка, вос­произвести альтернативные варианты его развития. Такой подход к прогнозированию называют целевым (нормативным).
Использование целевого (нормативного) метода прогнозирования начинается с оценки целей, в качестве которых могут выступать достижение определенной доли рынка по выпускаемому това­ру, желаемый уровень удовлетворения потребностей и т.д. На основе этих целей устанавливается обратная связь с мероприятиями, необходимыми для их достижения. В данном случае стоит зада­ча разработки сценария поведения предприятия на рынке, т.е. выработки рекомендаций по товар­ной, ценовой, сбытовой и рекламной политике.
Приведенное разделение методов в некоторой степени условно. На практике все они могут взаим­но перекрещиваться с дополнять друг друга, поскольку в ряде случаев ни один из них сам по себе не может обеспечить требуемую, степень достоверности и точности прогноза, но применяемые в определенных сочетаниях они оказываются весьма эффективными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: