К коррекционно-образовательной деятельности

Кузнецова Людмила Вениаминовна, Переслени Любовь Израилевна, Солнцева Людмила Ивановна и др.

Основы специальной психологии Учебное пособие

Редактор У. Г. Макухина. Ответственный редактор С. А. Шаренкова.

Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Т. А. Рыбасова.

Корректоры Л. А. Перовская, Н. В. Козлова

Изд. № А;58. Подписанр в печать 10.09.2002. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип.!№ 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 30,0. ТнргЙ*ЙО(5б<$ •&'. (1-й завод 1-10000 экз.). Заказ №2109.

; Лицензия ИД^Лг 02025 от 10.09.2002. Издательский центр «Академия».

: Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001.

: U7342; Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.

! Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

: 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

: © Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. и др., 2002

i ISBN 5-7695-0530-3 © Издательский центр «Академия», 2002


Если вы не видите немедленного результата — хорошего или плохого, — будьте терпеливы

и наблюдайте.

Дипак Чопра

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

1. Откажись от стереотипов и принимай человека таким,
какой он есть.

2. Верь, что в каждом человеке заложен источник пози­
тивного развития и роста.

3. Учись отделять отдельные поступки человека от его
целостной личности.

4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нраво­
учений.

5. Старайся понять другого человека, развивай в себе
активное эмпатическое слушание.

6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чув­
ства, но делай это в неоскорбительной для других форме.

7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе
быть уверенным в своей профессиональной компетентно­
сти: «Делай как должно. И пусть будет что будет».

8. Не допускай унижения своего личного и профессио­
нального достоинства.

9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогиче­
ского общения с другими людьми, независимо от их воз­
раста, опыта, социального положения и профессиональ­
ного статуса.

10. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прош­
лую беду или предполагаемую: «День спасения человека —
сегодня!»


ВВЕДЕНИЕ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии1 как в отечественной, так и в зарубеж­ной педагогике всегда придавалось большое значение. К. Д. Ушин- • ский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет чис­ло детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны меди­ков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный,; анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уро- | вень грамотности в области специальной психологии и педагоги- -I ки у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая роди- j телей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учите- ' лей, практических психологов образования, медицинских работ­ников).

Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок и каждый день промедления в своевре­менной диагностике и начале восстановительной работы грозит5 обернуться трагедией. Например, при правильном и своевремен-! но поставленном диагнозе вместо глухоты у ребенка может раз­виться лишь частичное снижение слуха (тугоухость) или даже при сохраняющейся степени тяжести слухового дефекта ребенок бу* дет способен выйти на более полный уровень компенсации и са* мореализации себя как личности.

Данное учебное пособие адресовано прежде всего студентам педагогических колледжей и содержит необходимый фактический и иллюстративный материал в соответствии с требованиями г сударственного образовательного стандарта к подготовке по спи циальностям: «Специальная педагогика в специальных (корреИ



Вплоть до последнего времени наиболее употребляемым был термин мальные дети»; в настоящее время появились проекты государственных образо" вательных стандартов с использованием термина «лица с ограниченными воЗ4 можностями здоровья». Поиск новых терминов связан с общей гуманизацией образования.


ционных) образовательных учреждениях» и «Коррекционная пе­дагогика в начальном образовании».

Воспитатели дошкольных учреждений всех видов, учителя на­чальной школы встречаются с детьми, имеющими различные от­клонения (особенно это относится к слабовыраженным отклоне­ниям в психофизическом и социальном развитии), зачастую рань­ше специальных педагогов и специальных психологов. Именно им принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуж­дающихся в углубленной психолого-педагогической диагностике и коррекции. Не случайно в Концепции коррекционо-развиваю-щего обучения записано: «...Нельзя готовить просто учителя или просто психолога. Это должны быть учитель-психолог, психолог-учитель, учитель-логопед, воспитатель детского сада-учитель. Дет­ским садам и школам необходимы специалисты, владеющие ос­новами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующи­еся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопе­дии, социологии»1.

В книге нашли отражение: история возникновения специаль­ной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее связи с другими науками и отраслями психологической науки, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося раз­вития, клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с раз­личными отклонениями в психофизическом развитии. Кроме того, рассмотрены вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации; основные принципы психолого-педагогической диагностики отклоняюще­гося развития и вопросы психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.

Пособие состоит из введения и семи разделов.

Раздел I посвящен общим вопросам специальной психологии, таким, как история становления специальной психологии и ха­рактеристика ее современного состояния, клиническая симпто­матика, классификация основных видов дизонтогенеза.

В разделах II—V даны характеристики детей, имеющих тот или иной тип дизонтогенетического развития, например, раздел II посвящен психическому развитию детей при дизонтогениях по типу ретардации, раздел III — психическому развитию при диз­онтогениях дефицитарного типа и т.д.

При изложении материала авторы придерживались единого плана, а именно:

предмет и задачи соответствующего раздела специальной пси­хологии;

Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных Документов и учебно-методических материалов. — М., 1997. — С. 33.


причины возникновения данного вида дизонтогенеза;

особенности познавательной деятельности;

особенности личности;

особенности деятельности;

вопросы психологической диагностики и коррекции.

Специальные разделы посвящены вопросам первичного выяв­ления отклонений в развитии (раздел VI) и методам профилак­тики и коррекции (раздел VII).

Контрольные вопросы, которыми завершается изложение каж­дой темы, позволяют проверить степень усвоения материала; пред­лагается также список литературы, рекомендуемой для дополни­тельного изучения по данному курсу.

Наиболее важные положения иллюстрируются выдержками из оригинальных текстов выдающихся ученых и практиков. Некото­рые разделы имеют приложения, где представлены нормативные документы, а также простейшие методы первичного выявления и коррекции недостатков в развитии детей; ими смогут пользовать­ся в своей практике как будущие специальные психологи, так и будущие педагоги.

Учитывая, что книга адресована прежде всего студентам, ко­торым предстоит работать с дошкольниками и школьниками млад­ших классов, представленный материал в основном будет касать­ся особенностей психического развития детей этого возраста.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: