double arrow

ЛИЧНОСТИ

Раздел посвящен психологическим особенностям детей и под­ростков при различных типах дисгармонического развития лич­ности.

Основными задачами данного направления специальной пси­хологии являются:

1) разработка методов, направленных на раннее выявление при­
знаков патохарактерологического развития ребенка;

2) описание «слабых» и «сильных» сторон психосоциального
развития детей и подростков при различных вариантах патохарак­
терологического развития;

3) разработка системы психолого-педагогических методов кор­
рекции и профилактики патохарактерологического развития в дет­
ском возрасте.

Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о степени отклонения личности от нормального разви­тия, речь идет о патологических типах характера.

Характер (от греч. charakter — отличительная черта, особен­ность) определяется как совокупность устойчивых индивидуаль­ных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении. Характер является результатом взаимодействия темпе­рамента человека и условий воспитания. Формируясь на базе основ­ных свойств темперамента, однозначно им не предопределяется. Существенный вклад вносит воспитание и формирующийся под его влиянием уровень морального, интеллектуального, эстетичес­кого развития человека (Лебединский М.С., Мясищев В.Н., Ру­бинштейн С. Л. и др.).

Суть различий между характером и личностью хорошо сформу­лирована Ю. Б. Гиппенрейтер: «...черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он дей­ствует. При этом очевидно, что способы поведения и направлен­ность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, уст­ремляться к одной и той же цели разными способами» (Гиппен­рейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -- М., 1988. -С. 259).

Характер, его тип самым непосредственным образом обуслов­ливает успешность социализации, выражающейся в различных


формах социально-психологической адаптации, вплоть до ее па­тогенных форм1.

Все попытки построения типологии характеров, возникавшие на стыке психологии и психиатрии, в своей основе имели следу­ющие общие идеи:

• формируясь на протяжении онтогенеза ребенка, характер при­
обретает все большую устойчивость в своих чертах и поведенче­
ских проявлениях;

• отдельные черты характера образуют устойчивые сочетания,
которые определяют психологические типы людей.

Выраженность характера может быть различной: это может быть средний или «нормальный» характер, выраженный, или акценту­ированный, и патологический. Последний, являясь причиной серь­езных трудностей социально-психологической адаптации, нахо­дится под пристальным вниманием не только психологов, но и психиатров и носит название — психопатия. Психическое разви­тие при психопатии относят к дисгармоническому виду дизонто-генеза.

Выделяют три основные признака психопатии:

1) тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое при­
сутствие во всех сферах жизнедеятельности человека;

2) относительная стабильность во времени: малая подвержен­
ность изменениям на протяжении жизни человека;

3) социальная дезадаптация человека.

Говоря словами П. Б. Ганнушкина, психопатия представляет собой такие аномалии характера, которые «определяют весь пси­хический облик индивидуума, накладывают на весь его душевный склад свой властный отпечаток... в течение жизни не подвергают­ся сколь-нибудь резким изменениям и «мешают» приспособиться к окружающей среде».

В детском возрасте, когда характер еще не приобрел своей окон­чательной системы черт, целесообразно говорить об «акцентуа­циях» характера (К.Леонгард).

Акцентуация (от лат. accentus — ударение) представляет собой наличие выраженных черт того или иного характера. Это хотя и крайний, но вариант «нормального» характера. Концепция акцен­туированных личностей была разработана К.Леонгардом. Им былс описано 12 типов акцентуаций, включая смешанный, типичны! для подросткового возраста. По мнению К.Леонгарда, в развитых странах более половины населения можно отнести к акцентуиро­ванным личностям.

' Более подробно о формах детско-подростковой дезадаптации и проблемах психологической коррекции см.: Беличева С.А. Основы превентивной психоло­гии. — М., 1993; Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков/ Под ред. С. А. Беличевой. — М., 1999.


В случае акцентуаций перечисленные выше три признака пси­хопатии могут отсутствовать полностью, а если они присутству­ют, то по отдельности.

t


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: