Составление структуры курсовой работы – важный этап, от которого зависит четкость и логика всего раскрытия темы. Это сложный процесс, который осуществляется на всем протяжении подготовки курсовой работы.
Курсовая работа должна раскрывать следующие этапы:
• знакомство автора с основной литературой по рассматриваемой теме;
• умение выделить проблему и определить методы её решения;
• последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов;
• владение понятийным и терминологическим аппаратом.
Все части курсовой работы должны быть связаны между собой, дополнять и углублять одна другую. Собранный по теме курсовой работы материал может разделяться на отдельные частные проблемы (разделы), структурируя работу следующим образом:
1. Титульный лист ( образец представлен в приложении В ).
2. Оглавление, представляющее собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов и подразделов курсовой работы (проект) с указанием страниц, с которых начинается раздел (подраздел).
|
|
3. Введение, в котором обосновывается выбор темы, определяемой ее актуальностьюдля современной практики; указывается степень разработанности проблемы; формулируются цель и задачи работы,решение которых необходимо для достижения поставленной цели; дается описание объекта и предмета исследования; определяется основная рабочая гипотеза; указываются использованные методы исследования; отмечается информационно-эмпирическая база исследования; подчеркивается теоретическое (научное) и практическое значениепроведенного исследования; кратко описывается структуракурсовой работы (приводятся сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц), а также перспективы дальнейшего изучения темы. Объем введения курсовой работы составляет не менее 2 страниц.
4. Основная часть работы, где раскрываются главные вопросы темы в соответствии с содержанием работы, отражаются теоретические и практические исследования, расчеты, обобщение результатов. Основные вопросы темы могут быть освещены путем раскрытия сущности, форм проявления и тенденций развития того или иного экономического процесса. Содержание работы должно быть конкретным и опираться на проведенные расчеты (цифровой материал приводится в работе в виде аналитических таблиц).
Основная часть работы делится на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые должны быть связаны между собой. Каждый заголовок должен быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждом разделе рассматривается самостоятельный аспект (вопрос) исследуемой проблемы, в подразделах (пунктах) – отдельные части вопроса.
|
|
В первом разделеработы, как правило, проводится анализ исследуемой проблемы, объясняется терминология, выявляется суть исследовательской позиции. Необходимо кратко осветить историю вопроса и степень разработанности темы. Для этого отмечают ученых, занимавшихся данной проблемой, исследованные ими вопросы (какие наиболее глубоко, какие остались нерешенными), позиции ученых, которые наиболее аргументированы и приемлемы для проводимого исследования. Целесообразно в процессе работы определить собственное суждение и дать свое определение явлениям, проблемам и т.п. Далее необходимо раскрыть каждую из обозначенных проблем, не повторяясь и придерживаясь логике изложения так, чтобы последующая мысль была органично связана с предыдущей. Этот подход используется и при формулировке выводов по каждому подразделу и разделу в целом.
В последующих разделахработы последовательно используются теория и методы, выработанные применительно к исследованию конкретной проблемы. В этой части подтверждают или опровергают выдвинутые во введении и в первой части работы гипотезы. Обычно это практическая часть работы, связанная с освещением результатов проведенного обследования (обобщением опыта конкретного предприятия).
5. В заключении – логически и последовательно излагаются теоретические и практические выводы по каждому подразделу курсовой работы. Выводы и предложения должны быть конкретными, реальными и обоснованными, вытекать из результатов проведенного исследования и содержания курсовой работы. Пишутся выводы тезисно (по пунктам).
Даны практические рекомендации, в которых определены мероприятия и механизмы по решению изучаемой проблемы.
6. Литература. Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании работы, и приведен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003. Количество единиц научной литературы в списке должно составлять не менее 20 наименований.
7. Приложения. В приложения рекомендуется включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть работы, т.е. дополнительный материал (например, промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения курсовой работы; иллюстрации вспомогательного характера – графический материал; программы работ, договора, протоколы, акты внедрения результатов исследования и др.).
Следует обратить особое внимание на стилистику, язык работы и её оформление.
В работе студент должен продемонстрировать, насколько он овладел навыками научного мышления, терминологией, правильно поставил и корректно сформулировал и раскрыл проблему, умением пользоваться научной литературой.
Научный руководитель выставляет оценку за выполненную работу, которая потом сдается на кафедру.
К курсовым работам (проектам) предъявляется ряд требований:
· актуальность тематики, соответствие её современному состоянию и перспективам развития;
· чёткая характеристика предмета, объекта, цели, задач и методов исследования;
· отражение умения студента пользоваться рациональными приёмами поиска, отбора и систематизации информации;
· творческий характер работы с использованием актуальных статистических данных, нормативной, научной и учебной литературы по теме;
· наличие краткой характеристики истории исследуемого вопроса;
· соответствие требованиям логичного и чёткого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
· правильное оформление (чёткая структура, завершённость, надлежащее оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения);
|
|
· наличие результатов, обоснованных выводов и практических рекомендаций.
При написании работы необходимо помнить следующее:
· работа, не имеющая самостоятельного характера и представляющая собой механически списанные куски из различных источников, возвращается студенту для доработки, либо полного переделывания, при этом преподаватель вправе поставить студенту оценку “неудовлетворительно”;
· небрежно и безграмотно написанные работы, также возвращаются;
· библиография составляется в следующей последовательности: нормативные акты (по юридической силе (нормы международного права, Конституция РФ, федеральные конституционные законы и т.д. по убывающей) и с учётом даты издания (от наиболее долго действующих - к не давно принятым)); другие источники в алфавитном порядке;
· работа должна быть представлена в срок, установленный для её приёма преподавателем;
· студенты, не представившие работы в срок, получают академическую задолженность.