Место дисциплины в структуре ООП

Структура курса "Социология управления" построена таким образом, чтобы логически подводить студента от изучения общетео­ретических и методологических проблем данной научной и учебной дисциплины к практическим приложениям методов социологии управления для решения конкретных проблем, возникающих у менеджера в его деятельности. Однако, для успешного применения этих методов, управленец должен представлять теоретические истоки и методологию того или иного применяемого им метода, поскольку это определяет его возможности и методику использования. Поэтому основные концепции социологии управления изложены в хроно­логическом порядке, одновременно показывая предпосылки появления и развития социологии управления. При этом необходимо помнить, что довольно длительное время знание, ставшее основой социологии управления, формировалось либо в рамках других социологических концепций (например, теория власти и организации М. Вебера), либо в рамках менеджмента как прикладной дисциплины (основных школ управления). Наиболее велик при этом вклад в развитие социологии управления таких концепций, как "школа человеческих отношений" и "школа социальных систем". Собственно концепция "социальных сис­тем" принадлежала уже в полном смысле к социологии управления, поскольку она обозначила объект и предмет изучения этой дисциплины. Необходимо отметить, что на основе понимания организации и ее системы управления как социальных систем, возникли и такие концеп­ции уже собственно социологии управления, как концепции организа­ционного поведения, организационной культуры, партисипативного управления.

Еще одним важным моментом при рассмотрении структуры курса является вопрос о взаимодействии социологии управления и менедж­мента как прикладной дисциплины. Необходимо отметить, что социология управления является одновременно и частью общесоцио­логического знания, как теория среднего уровня, и одной из теоретичес­ких составляющих менеджмента. Поэтому, изучая теорию и практику менеджмента, в них можно встретить многие положения, которые были первоначально сформированы в рамках социологии управления. Поэтому, иногда говорят о социологии управления как о прикладной теории, изучающей "социологическую надстройку" в менеджменте, часто даже отождествляя ее с менеджментом вообще. Изучая курс, как "Социологии управления", так и "Менеджмента", необходимо четко различать, что это различные дисциплины, имеющие различные задачи. Если целью социологии управления является получение нового знания о процессах и системах управления как социальных явлениях, то задачей менеджмента является разработка новых способов и приемов управленческой деятельности, повышающих ее эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: