Автоматизация звуков в самостоятельной речи сочетается с работой по обучению детей диалогической и монологической речи. Занятия по обучению рассказыванию направлены на развитие творческих способностей и воображения дошкольников.
Задания на развитие артикуляционной и тонкой моторики пальцев рук, дыхательные и голосовые упражнения даются на этих занятиях лишь в отдельных случаях, тогда, когда есть необходимость. Больше времени следует уделять лексико-грамматическим заданиям, связанным с темой занятия. Кроме того, следует включать упражнения на развитие фонематического восприятия, так как формирование навыка языкового анализа и синтеза требует длительной и кропотливой работы. В качестве упражнений могут использоваться выбор и называние слов из текста с заданным звуком, Звукослоговой анализ и синтез отдельных слов, их буквенное обозначение, написание или выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
Наиболее доступным видом развития связного высказывания для детей является диалог.
|
|
Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении. Диалоги могут быть как между живыми, так и неживыми объектами, например: разговор Синицы и Ласточки, Зайца и Белки, двух Снеговиков, Снеговика и девочки, Березы и Солнышка. Используется прием одушевления предметов: разговор Стола со Стулом, Ложки с Сахарницей, Ножа с Картошкой и др.
Сначала педагог выступает в роли ведущего. Задавая вопросы, он сам дает образец ответа, постепенно вовлекая ребенка в активное общение со взрослым, а затем и со сверстниками.
Например, разговор Сосулек может быть таким:
— Посмотри, подруга, опять дети под крышей стоят. Давай предупредим их, чтобы были осторожны.
— Дети, не стойте и не ходите под крышей. Мы можем нечаянно свалиться и упасть вам на голову. Видите, солнышко пригрело, и мы начали таять.
Разговор Ласточки и Воробья.
— Ласточка, ты куда собралась?
— Разве ты не знаешь, на юг улетаю. А ты, Воробей, почему не улетаешь?
— А зачем? Холода я не боюсь, пища у меня тоже есть. Семена растений не всегда снежок засыпает. Дети крошек насыплют, значит, от голода я не погибну. А ты, Ласточка, почему улетаешь?
— Мне здесь нечем питаться. Все насекомые уже спрятались, я погибну от голода.
Разговор Дивана с детьми.
— Опять дети прыгают на мне! Сколько раз я их просил: не надо этого делать.
— Почему нам нельзя попрыгать по дивану?
— Вы же можете сломать меня, испачкать обивку. Я стану разбитым и некрасивым.
В логопедической практике используются следующие виды связной речи:
|
|
— рассказ-описание предмета;
— загадки-описания предметов;
— сравнительный рассказ-характеристика;
— рассказ по серии картинок;
— рассказ по сюжетной картинке;
— рассказ из личного опыта;
— сочинение сказок и рассказов.
Рассказ-описание способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения.
Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать, выделять в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: Что ты знаешь о предмете? Что предмет расскажет о себе? — направлены как на общую характеристику предмета, так и на установление взаимодействий этого предмета с окружающей средой.
Один из видов монологической речи — составление загадок — описаний предметов. Он требует от детей самостоятельного отбора языковых средств. Образец загадок-описаний дает педагог, используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой, Угадай мое название.
В сравнительном рассказе-характеристике описываются два предмета с контрастными признаками. Предметы сопоставляются по величине, цвету, форме, деталям, материалу и т. д. После выделения различий определяются общие признаки.
Рассказ по серии картинок развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.
Работа над серией последовательных картинок включает приемы:
— определение последовательности событий;
— ответы на вопросы по каждой картинке;
— образец рассказа или сказки, данный педагогом;
— рассказы детей (с опорой на картинки);
— рассказ без зрительного подкрепления;
— инсценировка сюжета;
— пантомима (обыгрывание действий персонажей без слов).
Рассказ по сюжетной картинке. Приемы работы при обучении рассказыванию по сюжетной картинке:
— образец рассказа по картинке или отдельной ее части;
— наводящие вопросы;
— составление плана рассказа:
— прием совместных действий (скажем вместе);
— привлечение жизненных ситуаций, связанных с изображенными событиями.
Рассказ из личного опыта содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребенком. Примерные темы: «Как ты провел выходной день?», «Как ваша семья провела отпуск?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме»? и др.
Сочинение сказки или рассказа:
1) по опорным словам (Составь рассказ (сказку). Используй слова...);
2) рассказ (сказка) на тему по заданному плану;
3) рассказ (сказка) на заданную тему.
4) рассказ-инсценировка.
Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.
Требования к занятиям, направленным на развитие связной речи:
1. Соблюдать принцип единого содержания. Все фонетические, лексические и грамматические упражнения необходимо связывать одной темой.
2. Рассказывание предваряют лексико-грамматические упражнения.
3. Конец занятия должен быть эмоциональным. Это может быть эмоционально прочитанное стихотворение, связанное с темой рассказа, пластический этюд или сыгранная сценка.
Часть II
Постановка и автоматизация звуков [с], [ш], [р], [л]
Звук [с]