Глоссарий. Варны – сформировавшиеся в древнеиндийском обществе замкнутые общественные группы, возникшие по различным признакам: первоначально – по расовому признаку

Варны – сформировавшиеся в древнеиндийском обществе замкнутые общественные группы, возникшие по различным признакам: первоначально по расовому признаку, впоследствии по сословным, профессиональным и национальным признакам. В дальнейшем варны положили начало кастовому строю в Индии. Понятия «варны» и «касты» стали восприниматься как синонимы.

Веды – священная книга индийцев ариев и древнейший памятник индийской литературы. Веды формировались на протяжении многих веков и явились основой индийской культуры.

Гипостиль – колонный зал, техника углубленного рельефа, при которой изображение лежит ниже плоскости фона или на одном уровне с ним, а линии контура врезаны вглубь. Рельеф практиковался в древнем Египте.

Гуру – учитель-наставник в овладении учением определённой школы брахманизма-индуизма.

Зиккурат – многоярусное (трех – или семи ярусное) здание из сырцового кирпича с храмом главного божества наверху.

Иероглифическое письмо – древнейшая система знаков письменности, сложившаяся в Египте на рубеже IV и III тысячелетий. Условная форма знаков восходит к рисуночным изображениям.

Корона белая – царский головной убор кеглевидной формы, символ Верхнего Египта.

Корона красная – царский головной убор цилиндрической формы с загнутым пером, символ Нижнего Египта.

Кенатаф – ложная гробница погребальное сооружение, не содержащее тела умершего.

Махаяна – одно из вульгализированных направлений буддизма. Это направление означало преобразование буддизма в формы, приемлемые для всего народа, тем самым, предоставляя право на спасение не только монахам, но и мирянам.

Медитация – углубление, самососредоточенность, сопровождаемая физической расслабленностью, отрешенностью от окружающего мира. Медитация практикуется в восточных религиозно-философских системах.

Мастаба – в Египте гробница с прямоугольным основанием и слегка наклоненными стенами.

Ном – наименование округа в древнем Египте.

Номарх – правитель нома.

Осирические статуи – канонизированный тип изображения фараона в виде бога Осириса со скрещенными на груди руками и с его атрибутами жезлом и плетью, но при этом с портретными чертами данного фараона.

Пиктография – древнейшая форма письменности: изображения предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков.

Пилон – массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Египте.

Сераб – в Египте святилище в гробнице для заупокойных статуй умерших.

Стела – каменная вертикальная плита, содержащая текст или рельефные изображения.

Социогенез – процесс становления человеческого общества.

Терракота – неглазурованные керамические изделия из цветной (желтой или красной) глины пористого строения.

Урей – в Египте царская эмблема в виде змеи кобры на головных уборах богов, фараонов и цариц, а также в скульптурном декоре зданий.

Шеду – добрый гений хранитель, обычно имеющий облик животного.В Месопотамии статуи человекоголовых львов и быков, охраняющих входы во дворцы.

Ступа (санскр. макушка, куча камней) монументальное символиче­ское сооружение, распространённое в буддийской архитектуре.

Упанишады – целостная и оригинальная система знаний, изложенные в них идеи не содеpжат логически последовательной и целостной концепции.

Хинаяна – направление буддизма, получившее название «узкого пути спасения».

Эпос – направление художественной литературы (наряду с лирикой и драмой). К устному эпосу относятся сказки, легенды, мифы и др., к письменному романы, повести, новеллы и др. Выделяется еще и героический эпос.

Список литературы

1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.

2. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

4. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов. / Под ред. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.

5. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.

6. Малюга Ю.А. Культурология: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и испр.– М.: ИНФРА-М, 2004. – 333 с.

7. Пигалев А.И. Культурология: учеб. пособие. – Волгоград: Либрис, 2002. – 420 с.

8. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 304 с.

9. Силичев Д.А. Основы культурологии: учеб. пособие для вузов. – М.: ПРИОР-Издат, 2004. – 351 с.

Вопросы для самопроверки

1. Почему мифы разных народов бывают похожи друг на друга?

2. Как мифология объясняет сотворение мира и человека?

3. Почему египетскую цивилизацию называют «цивилизацией смерти»?

4. Как вы понимаете историческое изречение: «Все боится времени, но даже время боится пирамид»?

5. Какие основные мифы существовали в Египте?

6. Каков смысл погребальных обрядов Древнего Египта?

7. Почему ассирийская культура относится к военному типу?

8. Что такое клинопись? Как и кем был изобретен алфавит?

9. Каковы основные представления индийской культуры?

10. Как соотносится буддизм и христианство?

11. Назовите трех основных мыслителей Древнего Китая.

12. Чем учение Конфуция отличается от учения Лао-цзы?

СЕМИНАР №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: