Варны – сформировавшиеся в древнеиндийском обществе замкнутые общественные группы, возникшие по различным признакам: первоначально – по расовому признаку, впоследствии по сословным, профессиональным и национальным признакам. В дальнейшем варны положили начало кастовому строю в Индии. Понятия «варны» и «касты» стали восприниматься как синонимы.
Веды – священная книга индийцев – ариев и древнейший памятник индийской литературы. Веды формировались на протяжении многих веков и явились основой индийской культуры.
Гипостиль – колонный зал, техника углубленного рельефа, при которой изображение лежит ниже плоскости фона или на одном уровне с ним, а линии контура врезаны вглубь. Рельеф практиковался в древнем Египте.
Гуру – учитель-наставник в овладении учением определённой школы брахманизма-индуизма.
Зиккурат – многоярусное (трех – или семи ярусное) здание из сырцового кирпича с храмом главного божества наверху.
Иероглифическое письмо – древнейшая система знаков письменности, сложившаяся в Египте на рубеже IV и III тысячелетий. Условная форма знаков восходит к рисуночным изображениям.
Корона белая – царский головной убор кеглевидной формы, символ Верхнего Египта.
Корона красная – царский головной убор цилиндрической формы с загнутым пером, символ Нижнего Египта.
Кенатаф – ложная гробница – погребальное сооружение, не содержащее тела умершего.
Махаяна – одно из вульгализированных направлений буддизма. Это направление означало преобразование буддизма в формы, приемлемые для всего народа, тем самым, предоставляя право на спасение не только монахам, но и мирянам.
Медитация – углубление, самососредоточенность, сопровождаемая физической расслабленностью, отрешенностью от окружающего мира. Медитация практикуется в восточных религиозно-философских системах.
Мастаба – в Египте гробница с прямоугольным основанием и слегка наклоненными стенами.
Ном – наименование округа в древнем Египте.
Номарх – правитель нома.
Осирические статуи – канонизированный тип изображения фараона в виде бога Осириса со скрещенными на груди руками и с его атрибутами – жезлом и плетью, но при этом с портретными чертами данного фараона.
Пиктография – древнейшая форма письменности: изображения предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков.
Пилон – массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Египте.
Сераб – в Египте святилище в гробнице для заупокойных статуй умерших.
Стела – каменная вертикальная плита, содержащая текст или рельефные изображения.
Социогенез – процесс становления человеческого общества.
Терракота – неглазурованные керамические изделия из цветной (желтой или красной) глины пористого строения.
Урей – в Египте – царская эмблема в виде змеи кобры на головных уборах богов, фараонов и цариц, а также в скульптурном декоре зданий.
Шеду – добрый гений – хранитель, обычно имеющий облик животного.В Месопотамии – статуи человекоголовых львов и быков, охраняющих входы во дворцы.
Ступа (санскр. – макушка, куча камней) – монументальное символическое сооружение, распространённое в буддийской архитектуре.
Упанишады – целостная и оригинальная система знаний, изложенные в них идеи не содеpжат логически последовательной и целостной концепции.
Хинаяна – направление буддизма, получившее название «узкого пути спасения».
Эпос – направление художественной литературы (наряду с лирикой и драмой). К устному эпосу относятся сказки, легенды, мифы и др., к письменному – романы, повести, новеллы и др. Выделяется еще и героический эпос.
Список литературы
1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
2. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.
3. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
4. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов. / Под ред. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.
5. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.
6. Малюга Ю.А. Культурология: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и испр.– М.: ИНФРА-М, 2004. – 333 с.
7. Пигалев А.И. Культурология: учеб. пособие. – Волгоград: Либрис, 2002. – 420 с.
8. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 304 с.
9. Силичев Д.А. Основы культурологии: учеб. пособие для вузов. – М.: ПРИОР-Издат, 2004. – 351 с.
Вопросы для самопроверки
1. Почему мифы разных народов бывают похожи друг на друга?
2. Как мифология объясняет сотворение мира и человека?
3. Почему египетскую цивилизацию называют «цивилизацией смерти»?
4. Как вы понимаете историческое изречение: «Все боится времени, но даже время боится пирамид»?
5. Какие основные мифы существовали в Египте?
6. Каков смысл погребальных обрядов Древнего Египта?
7. Почему ассирийская культура относится к военному типу?
8. Что такое клинопись? Как и кем был изобретен алфавит?
9. Каковы основные представления индийской культуры?
10. Как соотносится буддизм и христианство?
11. Назовите трех основных мыслителей Древнего Китая.
12. Чем учение Конфуция отличается от учения Лао-цзы?
СЕМИНАР №3