Требования к целям

Цели должны быть понятны для исполнителя и недвусмыс­ленно сформулированы.

Цель должна быть измеряема. Чтобы управлять, нужно уметь измерять. Неизмеряемость цели не дает возможности исполнителю определить степень прогресса в ее достижении.

Цель должна иметь сроки исполнения. Цель без срока будет все время возвращать исполнителя к начальной точке действий.

Цель должна мотивировать действия исполнителя в правильном направлении.

Цель должна быть формулируема и формализуема. Это усиливает ее воздействие и повышает обязательство по отношению к ней. Устная установка целей не оставляет следов и легко забывается. Записанная документально и исчисляемая цель позволяет более точно ориентироваться на ее исполнении и результативности.

Цели индивидов, групп и организации в целом должны быть совместимы. Это помогает избежать конфликтов между людьми и подразделениями. Неприемлемость цели ведет к ее невыпол­нению, волоките, возмущению. По этой причине формулирование цели может потребовать значительных усилий по согласованию, переговорам и убеждению сторон.

Эффективные цели должны быть возможными для проверки и корректировки. Этого требуют постоянно меняющиеся внешние факторы и обстоятельства.

Цели необходимо связывать с системой вознаграждения. Они должны быть ценимы. Знание того, что цель будет стоить для работника, помогает поддерживать ее эффективность.

Когда что-то не ладится в организации, первое — проверьте, а правильно ли сформулированы цели.

В области инноваций приоритетными целями может быть завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. В области маркетинга – выход на первое, место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа утовара. В сфере производства - достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности. В финансовой сфере – сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. В управлении персоналом – обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих. В области менеджмента определить критические области управленческого воздействия.

7. Динамика групп. Причины возникновения неформ-х орг-й. Хар-ки неформ-х орг-й. Упр-е неформ-й орг-ей.

Орг-я – соц-я категория, представляющая собой место где люди строят отношения взаимодействую м/у собой. Формальные орг-и состоят из сложных переплетений формальных и неформальных групп. Очень часто неформальные группы могут оказывать на качество деят-ти опред-ю эффективность.

Группа – двое или более людей, взаимодействующих др. с др., каждый из которых влияет и испытывает на себе. Каждый человек принадлежит к нескольким группам, когда цели группы выполнены или потерян к ней интерес, группа распадается. В организации существует три основных типа формальных групп:

· группы руководителей – командная – состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями,

· рабочая целевая группа – состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием

· комитеты – группы внутри орг-и, которые выполняют задание на постоянной или временной основе.

Возникновение неформальных орг-й. Формальная орг-я создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют не по предписаниям руководства. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

Неформальная группа — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

У неформальных орг-й много общего с формальными — у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших орг-х также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов орг-и эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Почему люди вступают в группы и неформальные организации: принадлежность, помощь, защита, общение.

К хар-м неформальных орг-й можно отнести:

1. соц. контроль над членами группы – это установление и укрепление норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения (одежда, поведение, интенсивность работы)

2. сопротивление переменам

3. неформальные лидеры – идеальным состоянием считается, когда формальный лидер явл-ся и неформальным.

Управление неформальной орг-ей. Модель Хоманса.

Очень важно, чтобы руководители понимали, что неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто стал уделять внимание этому фактору, а также образованию неформальных организаций был Джордж Хоманс, теоретик в области исследования групп. В его модели под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, способствует появлению чувств — положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.

Помимо того, что модель демонстрирует, как из процесса управления (делегирования заданий, вызывающих взаимодействие) возникают неформальные организации, она показывает необходимость управления неформальной организацией. Поскольку групповые эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут также оказывать влияние и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера эмоций (благоприятных или неблагоприятных) они могут приводить либо к повышению, либо к понижению эффективности, прогулам, текучести кадров, жалобам и другим явлениям, которые немаловажны для оценки деятельности организации. Поэтому, даже если формальная организация создана не по воле руководства и не находится под его полным контролем, ею всегда необходимо эффективно управлять, чтобы она могла достигнуть поставленных ею целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: