Прямые иностранные инвестиции. Формы предприятий с иностранными инвестициями

Прямые инвестиции – это капиталовложения в экономику другой страны, которые позволяют инвестору стать стратегическим собственником зарубежной компании и определять хозяйственную политику этой компании и владеть контрольным пакетом акций (по методике Всемирного банка и российскому законодательству это 10% и более акционерного капитала).

Прямое инвестирование может осуществляться в различных модификациях:

- путём создания нового предприятия за рубежом со 100% - ным иностранным капиталом или полного приобретения уже сущест-вующего предприятия за рубежом;

- путём создания совместных предприятий (ассоциированных компаний) с предпринимателями других стран;

- путём приобретения контрольного пакета акций уже функци-онирующей зарубежной компании;

- путём слияния с зарубежной компанией;

- путём заключения соглашения о разделе продукции при разработке естественных природных богатств другой страны;

- путём заключения лицензионных франчайзинговых соглашений.

Прямые иностранные инвестиции имеют три основных компонента:

1) акционный капитал (вложение компаниями за рубеж собственного капитала) - покупка инвестором акций предприятия в другой стране;

2) реинвестируемые доходы (реинвестирование прибыли) - прямая часть доходов инвестора (пропорционально к прямому акционному участию), которые не распределены как дивиденды филиалами, доходы, которые не переведены материнской фирме, а использована для дальнейшего увеличения активов компании.

3) внутрифирменные ссуды, или внутрифирменные долговые трансакции - это коротко- или долгосрочные ссуды, которые предоставляются друг другу прямыми инвесторами (материнскими компаниями и их филиалами).

Причины экспорта и импорта прямых зарубежных инвестиций весьма разнообразны. Главные из них – стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и диверсифицировать риск.

Определяющими условиями прямого инвестирования являются:

· Технологическое лидерство.

Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпораций, тем больше объем её экспорта прямых инвестиций за рубеж.

· Экономия масштаба.

Чем больше размер производства корпорации для внутреннего рынка, тем больше объём её экспорта прямых инвестиций. Большинство корпо-раций, перед тем как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономии масштаба внутри национального рынка.

· Размер корпорации.

Чем больше размер корпорации, тем больше объем её экспорта прямых инвестиций.

· Степень концентрации производства.

Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.

· Обеспечение доступа к природным ресурсам.

Чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объем экспорта прямых инвестиций в страну, где этот ресурс имеется.

· Прочие условия экспорта капитала:

Сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него, преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на её территории.

Формы предприятий с иностранными инвестициями:

- дочерняя компания - предприятие, в котором прямой инвестор - нерезидент имеет больше 50 % капитала;

- ассоциируемая компания - предприятие, в котором прямой инвестор - не резидент имеет менее 50 % капитала;

- филиал - предприятие, которое полностью принадлежит прямому инвестору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: