Прямые инвестиции – это капиталовложения в экономику другой страны, которые позволяют инвестору стать стратегическим собственником зарубежной компании и определять хозяйственную политику этой компании и владеть контрольным пакетом акций (по методике Всемирного банка и российскому законодательству это 10% и более акционерного капитала).
Прямое инвестирование может осуществляться в различных модификациях:
- путём создания нового предприятия за рубежом со 100% - ным иностранным капиталом или полного приобретения уже сущест-вующего предприятия за рубежом;
- путём создания совместных предприятий (ассоциированных компаний) с предпринимателями других стран;
- путём приобретения контрольного пакета акций уже функци-онирующей зарубежной компании;
- путём слияния с зарубежной компанией;
- путём заключения соглашения о разделе продукции при разработке естественных природных богатств другой страны;
- путём заключения лицензионных франчайзинговых соглашений.
Прямые иностранные инвестиции имеют три основных компонента:
1) акционный капитал (вложение компаниями за рубеж собственного капитала) - покупка инвестором акций предприятия в другой стране;
2) реинвестируемые доходы (реинвестирование прибыли) - прямая часть доходов инвестора (пропорционально к прямому акционному участию), которые не распределены как дивиденды филиалами, доходы, которые не переведены материнской фирме, а использована для дальнейшего увеличения активов компании.
3) внутрифирменные ссуды, или внутрифирменные долговые трансакции - это коротко- или долгосрочные ссуды, которые предоставляются друг другу прямыми инвесторами (материнскими компаниями и их филиалами).
Причины экспорта и импорта прямых зарубежных инвестиций весьма разнообразны. Главные из них – стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и диверсифицировать риск.
Определяющими условиями прямого инвестирования являются:
· Технологическое лидерство.
Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпораций, тем больше объем её экспорта прямых инвестиций за рубеж.
· Экономия масштаба.
Чем больше размер производства корпорации для внутреннего рынка, тем больше объём её экспорта прямых инвестиций. Большинство корпо-раций, перед тем как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономии масштаба внутри национального рынка.
· Размер корпорации.
Чем больше размер корпорации, тем больше объем её экспорта прямых инвестиций.
· Степень концентрации производства.
Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.
· Обеспечение доступа к природным ресурсам.
Чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объем экспорта прямых инвестиций в страну, где этот ресурс имеется.
· Прочие условия экспорта капитала:
Сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него, преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на её территории.
Формы предприятий с иностранными инвестициями:
- дочерняя компания - предприятие, в котором прямой инвестор - нерезидент имеет больше 50 % капитала;
- ассоциируемая компания - предприятие, в котором прямой инвестор - не резидент имеет менее 50 % капитала;
- филиал - предприятие, которое полностью принадлежит прямому инвестору.