В) внешнеэкономической стратегии государства

Как правило, политики фритредерства придерживаются государства-лидеры мирового хозяйства, а, следовательно, государства с высоким экспортным потенциалом. Именно на применение такой политики ориентировалась Англия на этапе промышленного переворота. В современных условиях к такой политике в большей степени тяготеют США, не опасаясь вступать в открытую конку-рентную борьбу как на внешнем рынке, так и на своём внутреннем рынке. В свою очередь политики протекционизма по преимуществу придерживаются развивающиеся страны. Его необходимость объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, протекционизм используется для защиты стратегически важных отраслей народного хозяйства, а, следовательно, для обеспечения экономической и военной безопасности (сельское хозяйство, добывающие отрасли, военно-промышленный комплекс, металлургия).

Во-вторых, протекционизм важен для защиты молодых развивающихся отраслей экономики, чтобы дать им время для налаживания выпуска конкурентоспособной продукции.

В-третьих, протекционизм имеет значение для защиты работников тех или иных отраслей народного хозяйства, ибо в противном случае они могли бы потерять свои рабочие места.

В современных условиях кроме протекционизма, используемого отдельными государствами, имеет место, так называемый, региональный протекционизм. Региональный протекционизм связан с функционированием интеграционных группировок. В данном случае внутри интеграционной группировки проповедуется свободная торговля, а в отношении стран, не входящих в данную интеграционную группировку, возводятся протекционистские барьеры.

Жёсткий протекционизм, проводимый на длительном отрезке времени, несёт негативные последствия, так как может привести к ликвидации конкуренции со стороны иностранных товаров, к расширению монополизма внутри страны, а, следовательно, к застою в отечественном производстве. Поэтому протекционистские меры следует применять очень сдержанно.

Протекционистские меры выражаются в тарифном и нетарифном регулировании экспорта и импорта.

Тарифное регулирование предполагает использование таможенных тарифов как систематизированного перечня экспортируемых и импортируемых товаров с указанием ставок таможенных пошлин на них.

Таможенные пошлины – это вид косвенного налога на провозимые через границу товары, который прямо поступает в доход государства.

Бывают импортные, экспортные и транзитные пошлины. Прежде всего, как инструмент протекционизма используют импортные пошлины, ибо их введение или увеличение приводит к удорожанию импортного товара, что, следовательно, может повысить конкурентоспособность аналогичного товара собственного отечественного производства.

Прослеживаются следующие зависимости:

1. Чем выше уровень экономического развития страны, тем ниже уровень импортных пошлин. Уровень импортных пошлин развитых стран в среднем меньше, чем развивающихся.

2. Чем меньше уровень обработки тех или иных товаров, тем меньше уровень таможенных пошлин. Сырьё облагается в среднем самыми низкими импортными пошлинами. Это объясняется тем обстоятельством, что если бы на импортируемые сырьевые и энергетические товары вводились существенные импортные пошлины, то сдерживалось бы развитие отечественного производства, использующего импортное сырьё и топливно-энергетические ресурсы. Это приводило бы к удорожанию конечных товаров и при определённых условиях сдерживало бы экспортные возможности данной страны. В целом импортные пошлины очень сильно колеблются, как по странам, так и по разным видам товаров.

Выделяют следующие виды таможенных импортных пошлин:

1.) адвалорные (ставка импортной пошлины не изменяется при изменении цены импортируемого товара; пошлина устанавливается в процентном отношении от цены импортируемого товара, заявленной на таможне).

2.) прогрессивные (ставка импортной пошлины растёт по мере роста цены импортируемого товара).

3.) преференциальные (ставки импортных пошлин существенно занижаются для определенных видов товаров, ввозимых из определенных стран).

Значительная часть авторов, анализируя значение импортных пошлин, приходит к выводу, что плюсы от их применения перечёркиваются отрицательными последствиями от увеличения цен на импортные товары, сдерживая удовлетворение потребностей покупателей в товарах потребительского назначения и сдерживая экономический рост при импорте товаров производственного назначения. К тому же, как правило, при удорожании импортного товара в результате введения импортной пошлины отечественные производители аналогичного товара в свою очередь также взвинчивают цены.

В настоящее время величина импортных пошлин по преимуществу регулируется международными соглашениями, прежде всего ВТО. За последние десятилетия уровень таможенных пошлин существенно сократился. В 1945-1947 годах средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40 - 60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70 - 90%. К концу 80-х годов их величина сократилась в среднем до 5%, а к концу 90-х годов – до 4%.

В последние годы важное место во внешнеторговой политике государств занимают меры нетарифного регулирования.

К инструментам нетарифного регулирования относят:

а) экспортные и импортные квоты (и связанное с ними лицензирование);

б) антидемпинговые правила;

в) дополнительные стандарты;

г) экспортные субсидии и другие.

а) Экспортные и импортные квоты – это количественные ограничения на экспорт и импорт тех или иных товаров. Они представляют собой максимальные параметры товаров, которые можно ввезти в страну или вывезти из страны (устанавливаются либо в абсолютном выражении, либо относительно масштабов национального производства). Правительство пересматривает эти количественные ограничения ежегодно. В рамках этих квот выдаются лицензии на осуществление экспортно-импортных операций. Импортная квота ограничивает ввоз товара и, следовательно, является защитной мерой для аналогичного товара отечественного производства. Экспортная квота может преследовать несколько целей: во-первых, ограничение экспорта может проводиться для защиты природных ресурсов от чрезмерного хищнического их использования и вывоза за границу; во-вторых, квотирование экспорта может использоваться для приоритетного снабжения ресурсами и товарами собственных отечественных производителей и населения; в-третьих, если экспортёр является стратегическим постав-щиком данных товаров на мировом рынке, то экспортная квота может существенно повлиять на уровень мировых цен (повышение экспортной квоты является фактором понижения мировой цены и наоборот).

б ) Демпинг – это один из способов проникновения фирм на рынки других стран, когда фирма – экспортёр существенно занижает цену на свой товар по сравнению с ценой, которую она использует на других рынках (как правило, на своём отечественном рынке).

Демпинг – это международная дискриминация в ценах. Если демпинг доказан, то государство-импортёр имеет право вводить антидемпинговые пошлины и тем самым защищать своего отечественного производителя аналогичного товара.

Антидемпинговые пошлины, как правило, устанавливаются в размере разницы между средней ценой мирового рынка по данному товару и демпинговой ценой фирмы-экспортёра. Следовательно, при введении антидемпинговых пошлин фирма, которая применяет демпинг, теряет преимущества от использования заниженных цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: