1. Соотношение понятий управление и менеджмент
2. Сущность принципов управления школой.
1. Соотношение понятий управление и менеджмент
Если попытаться установить соотношение понятий "управление" и "менеджмент", становится очевидным, что первое шире второго, что менеджмент выступает одной из моделей управления, определенным образом организованным методом управления. Это методологически существенный факт, так как в большинстве справочных источников менеджмент зачастую отождествляют с управлением. Н.А. Лебедева, рассуждая об этимологии термина, замечает: "менеджмент" произошло от латинского слова "ману" - замечает рука. По этому поводу американцы довольно часто шутят: "Управлять значит делать работу чужими руками".
В соответствии с исходными теоретическими позициями разные авторы, определяя содержание менеджмента, подчеркивают различные аспекты феномена:
• Менеджмент как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои усилия для достижения общих целей.
|
|
• Менеджмент как манера, способ общения и, вместе с тем, административные навыки управления.
• Менеджмент как специфический вид управления, вращающийся
вокруг человека (Питтер, Бруккер).
Резюме: менеджмент - это и сотрудничество людей, это и способ общения с людьми, это и особые административные навыки, реализующие человекоцентризм.
2. Сущность принципов управления школой. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что при введении менеджмента как метода управления, в школе должен быть реализован комплекс соответствующих принципов управления:
1. Уважение к человеку и доверие к нему. Эталоном реализации этого принципа можно считать обобщенный портрет педагога, полученный по результатам тестирования шведских школьников. На вопрос "Каким видится шведскому старшекласснику его учитель", были получены следующие ответы:
• стоит рядом со мной и заботится обо мне;
• считает меня своим, защищает меня (любит меня);
• больше интересуется вопросом, как я учусь, а не - что я учу;
• не доставляет волнения и страха;
• предлагает много вариантов деятельности;
• говорит так, что я все понимаю;
• когда допускает ошибки, не стесняется признавать их;
• показывает свои чувства и реакцию на те или иные события;
• хочет, чтобы я сам оценивал свою позицию.
Этот принцип внутришкольного менеджмента столь значим потому, что в практической деятельности наших школ и сегодня зачастую не достает места уважению и доверию к человеку.
2. Принцип целостного взгляда на человека (в т.ч., в первую очередь, на ученика) как на личность. Когда ученик семилетнего возраста приходит в первый класс, для учителя он должен быть, прежде всего человеком и личностью, а потом уже учеником. Так и учитель для руководителя школы должен быть, прежде всего человеком, личностью с его характером, со всеми сложившимися индивидуальными качествами, а потом уже учителем. Взгляд на личность должен быть целостным как на носителя разных качеств (человеческих, физических, профессиональных, убежденческих и др.).
|
|
3. Принцип сотрудничества, т.е. перевод управления с монологического на диалогическое общение. Иными словами - переход от коммуникации, передачи информации к общению. Заметим, что авторитарное руководство основано на коммуникации, а демократическое - на общении.
4. Принцип социальной справедливости. Его суть: управлять так, чтобы каждый учитель находился в равном положении со своими коллегами, а его взаимодействие с администрацией строилось как цель управления, а не средство.
5. Принцип индивидуального подхода к учителю. Это значит, что менеджер обязан учитывать индивидуальные особенности каждого учителя, уровень его подготовки, социальную среду его проживания. Здесь уже проявляется конкретизация управления. Менеджер видит в этой ситуации предел возможностей конкретного учителя, а значит и предел требовательности к нему. Ведь нельзя от человека требовать того, чего он не в состоянии сделать. Может возникнуть вопрос: "А где же тогда равенство в коллективе?" Равенство, в данном случае заключается в учете неравенства. Без этого и демократии быть не может.
6. Принцип обогащения работы учителя. Этот принцип обязателен в менеджменте, и это станет ясно, когда раскроем мы его. А суть этого принципа заключается в стремлении разнообразить работу учителя, пробудить и поддерживать в нем профессиональный интерес к своему труду, вселить уверенность в действиях. Для этого следует определять перспективу профессионального роста каждого учителя, не держать его из года в год на какой-то конкретной группе классов (например, 7-х); дать возможность расти в классах, освоить конкретную учительскую деятельность от младших до выпускных классов; дать возможность посещать уроки в других школах, участвовать в семинарах, круглых столах, симпозиумах. Разнообразие развивает.
7. Принцип личного стимулирования. Выше уже говорилось, что менеджмент без стимулирования неосуществим. Уточним, что здесь имеется в виду и материальное, и моральное стимулирование.
8. Принцип перманентного повышения квалификации. Этот принцип - естественное требование развития школ. Менеджеру школы необходимо постоянно формировать мотивы повышения квалификации. И чтобы это повышение было действительно перманентным, т.е. непрерывным, необходимо осуществлять его через соответствующие социальные институты, но, главным образом, у себя в коллективах.
9. Принцип коллективного принятия решения на основе консенсуса.
Консенсус в школьном коллективе не должен превращаться в навязывание какой-либо идеи или решения. Речь может идти не о "внедрении" – это насильственно, а о творческом "освоении".
10. Принцип участия учителей в управлении школой. Этот принцип вытекает из закономерностей управления школой, и смысл его заключается в том, чтобы учитель чувствовал себя в школе не служащим, а хозяином. И процесс такого преобразования должен быть для самого учителя постепенным, незаметным. Такая психологическая подготовка учителя может осуществляться через коллективную мыследеятельность (например, - игру), через создание творческих групп учителей, групп анализа и т.п. Правда, эти меры не должны выливаться в дополнительную нагрузку для учителей. Они должны стать средством развития.
|
|
11. Принцип целевой гармонизации. Это целеустремленность, целесообразность работы управления, когда в школе появляется целевое единство, когда личные профессиональные цели учителя соответствуют общей цели школы. Анализ практической деятельности школ показывает, что единство цели чаще просто декларируется, чем реализуется.
12. Принцип реализации горизонтальных связей. Они создают гармонию и устойчивость коллектива.
13. Принцип обновления и развития. Это обозначает, что любые крупные изменения в школе необходимо подготавливать заранее, в т.ч. и изменения теоретического порядка. Нужна постепенная подготовка для освоения нового, нужен детальный план и расчет. Следует начинать с формирования потребности в непрерывном саморазвитии.