Лекция 4. Принципы управления школой на основе менеджмента

1. Соотношение понятий управление и менеджмент

2. Сущность принципов управления школой.

1. Соотношение понятий управление и менеджмент

Если попытаться установить соотношение понятий "управление" и "менеджмент", становится очевидным, что первое шире второго, что менеджмент выступает одной из моделей управления, определен­ным образом организованным методом управления. Это методологи­чески существенный факт, так как в большинстве справочных источ­ников менеджмент зачастую отождествляют с управлением. Н.А. Ле­бедева, рассуждая об этимологии термина, замечает: "менеджмент" произошло от латинского слова "ману" - замечает рука. По этому по­воду американцы довольно часто шутят: "Управлять значит делать работу чужими руками".

В соответствии с исходными теоретическими позициями разные авторы, определяя содержание менеджмента, подчеркивают различ­ные аспекты феномена:

• Менеджмент как процесс, посредством которого группа сотрудни­чающих людей направляет свои усилия для достижения общих це­лей.

• Менеджмент как манера, способ общения и, вместе с тем, админи­стративные навыки управления.

• Менеджмент как специфический вид управления, вращающийся
вокруг человека (Питтер, Бруккер).

Резюме: менеджмент - это и сотрудничество людей, это и способ общения с людьми, это и особые административные навыки, реализу­ющие человекоцентризм.

2. Сущность принципов управления школой. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что при введе­нии менеджмента как метода управления, в школе должен быть реа­лизован комплекс соответствующих принципов управления:

1. Уважение к человеку и доверие к нему. Эталоном реализации этого принципа можно считать обобщенный портрет педагога, полу­ченный по результатам тестирования шведских школьников. На во­прос "Каким видится шведскому старшекласснику его учитель", были получены следующие ответы:

• стоит рядом со мной и заботится обо мне;

• считает меня своим, защищает меня (любит меня);

• больше интересуется вопросом, как я учусь, а не - что я учу;

• не доставляет волнения и страха;

• предлагает много вариантов деятельности;

• говорит так, что я все понимаю;

• когда допускает ошибки, не стесняется признавать их;

• показывает свои чувства и реакцию на те или иные события;

• хочет, чтобы я сам оценивал свою позицию.

Этот принцип внутришкольного менеджмента столь значим пото­му, что в практической деятельности наших школ и сегодня зачастую не достает места уважению и доверию к человеку.

2. Принцип целостного взгляда на человека (в т.ч., в первую оче­редь, на ученика) как на личность. Когда ученик семилетнего возраста приходит в первый класс, для учителя он должен быть, прежде всего человеком и личностью, а по­том уже учеником. Так и учитель для руководителя школы должен быть, прежде всего человеком, личностью с его характером, со всеми сложившимися индивидуальными качествами, а потом уже учителем. Взгляд на личность должен быть целостным как на носителя разных качеств (человеческих, физических, профессиональных, убежденческих и др.).

3. Принцип сотрудничества, т.е. перевод управления с монологического на диалогическое общение. Иными словами - пере­ход от коммуникации, передачи информации к общению. Заметим, что авторитарное руководство основано на коммуника­ции, а демократическое - на общении.

4. Принцип социальной справедливости. Его суть: управлять так, чтобы каждый учитель находился в рав­ном положении со своими коллегами, а его взаимодействие с админи­страцией строилось как цель управления, а не средство.

5. Принцип индивидуального подхода к учителю. Это значит, что менеджер обязан учитывать индивидуальные особенности каждого учителя, уровень его подготовки, социальную среду его проживания. Здесь уже проявляется конкретизация управления. Менеджер ви­дит в этой ситуации предел возможностей конкретного учителя, а зна­чит и предел требовательности к нему. Ведь нельзя от человека требо­вать того, чего он не в состоянии сделать. Может возникнуть вопрос: "А где же тогда равенство в коллекти­ве?" Равенство, в данном случае заключается в учете неравенства. Без этого и демократии быть не может.

6. Принцип обогащения работы учителя. Этот принцип обязателен в менеджменте, и это станет ясно, когда раскроем мы его. А суть этого принципа заключается в стремлении разнообразить работу учителя, пробудить и поддерживать в нем про­фессиональный интерес к своему труду, вселить уверенность в дейст­виях. Для этого следует определять перспективу профессионального роста каждого учителя, не держать его из года в год на какой-то кон­кретной группе классов (например, 7-х); дать возможность расти в классах, освоить конкретную учительскую деятельность от младших до выпускных классов; дать возможность посещать уроки в других школах, участвовать в семинарах, круглых столах, симпозиумах. Раз­нообразие развивает.

7. Принцип личного стимулирования. Выше уже говорилось, что менеджмент без стимулирования неосуществим. Уточним, что здесь имеется в виду и материальное, и моральное стимулирование.

8. Принцип перманентного повышения квалификации. Этот принцип - естественное требование разви­тия школ. Менеджеру школы необходимо постоянно формировать мотивы повышения квалификации. И чтобы это повышение было дей­ствительно перманентным, т.е. непрерывным, необходимо осуществ­лять его через соответствующие социальные институты, но, главным образом, у себя в коллективах.

9. Принцип коллективного принятия решения на основе консенсуса.
Консенсус в школьном коллективе не должен превращаться в навязывание какой-либо идеи или решения. Речь может идти не о "вне­дрении" – это насильственно, а о творческом "освоении".

10. Принцип участия учителей в управлении школой. Этот принцип вытекает из закономерностей управления школой, и смысл его заключается в том, чтобы учитель чувствовал себя в шко­ле не служащим, а хозяином. И процесс такого преобразования дол­жен быть для самого учителя постепенным, незаметным. Такая пси­хологическая подготовка учителя может осуществляться через кол­лективную мыследеятельность (например, - игру), через создание творческих групп учителей, групп анализа и т.п. Правда, эти меры не должны выливаться в дополнительную нагрузку для учителей. Они должны стать средством развития.

11. Принцип целевой гармонизации. Это целеустремленность, целесообразность работы управления, когда в школе появляется целевое единство, когда личные профессиональные цели учителя соответствуют общей цели школы. Анализ практической деятельности школ показывает, что единство цели чаще просто декларируется, чем реализуется.

12. Принцип реализации горизонтальных связей. Они создают гармонию и устойчивость коллектива.

13. Принцип обновления и развития. Это обозначает, что любые крупные изменения в школе необходи­мо подготавливать заранее, в т.ч. и изменения теоретического поряд­ка. Нужна постепенная подготовка для освоения нового, нужен де­тальный план и расчет. Следует начинать с формирования потребнос­ти в непрерывном саморазвитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: