Структура и содержание КИМ, типы и уровень сложности заданий экзаменационной работы соответствуют целям ЕГЭ – обеспечить объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы. КИМ по обществознанию ЕГЭ позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью отбора для поступления в вузы и ссузы.
Задания с кратким ответом первой части экзаменационной работы направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями, оценивание истинности суждений о социальных явлениях. Задания первой части также проверяют умения выявлять структурные элементы обществоведческого знания с помощью схем и таблиц, соотносить видовые понятия с родовыми, классифицировать социальные объекты и их признаки, осуществлять выбор нескольких верных позиций (характеристик, проявлений) из предложенного списка, дифференцировать в социальной информации факты, оценочные суждения и теоретические утверждения, использовать термины и понятия в предлагаемом контексте, конкретизировать теоретические знания.
|
|
Задания с развёрнутым ответом второй части экзаменационной работы значительно увеличивают её дифференцирующую способность и тем самым помогают выявить экзаменуемых с наиболее высоким уровнем обществоведческой подготовки.
Разные типы заданий с развёрнутым ответом в совокупности позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения целостно формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы, определять оптимальные способы практической деятельности, использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях, конкретизировать теоретические знания, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимой социальной проблемы, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.
Отдельные умения из этого ряда проверяются в ходе ЕГЭ с помощью нескольких разновидностей заданий с развернутым ответом. Каждая из них основана на определенном виде познавательной деятельности:
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;
- применять обществоведческие понятия в заданном контексте;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;
- приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества;
· осуществлять поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
|
|
· формулировать на основе приобретенных общест воведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам.
В структуре работы все задания с развёрнутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ей место.
Так 28(С1)-31(С4) представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест. Онвключает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ иинтерпретацию.
Задание 32(С5) направлено на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
Задание 33(С6) требует приведения примеров или раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере.
Задание 34(С7) - задача, содержащая условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ним.
Задание 35(С8) требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса.
Задания 36(С9).1 – 36(С9).5 - альтернативные. Они требуют от экзаменуемых написания сочинения-размышления на основе выбора одного из пяти предложенных высказываний. Каждое высказывание поднимает определенную проблему, относящуюся к той или иной области научного обществознания.
Задания 28(С1) и 29(С2), 32(С5) являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл. Все остальные задания с развёрнутым ответом (30(С3), 31(С4), 33(С6)-35(С8)), кроме альтернативных, – трехбалльные. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 3 балла. При неполном правильном – в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
Альтернативные задания являются пятибалльными. К ним прилагается обобщенная схема оценивания от 0 до 5 баллов.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!!!