Диалектической логики

Наиболее перспективным способом решения любой научной проблемы является исторический подход к ней. В случае с Диалектической логикой (ДЛ) такой подход к тому же оказывается и весьма актуальным. Дело в том, что логикой ныне именуются учения, которые значительно расходятся в понимании границ предмета этой науки. Так, предмет диалектической логики, с одной стороны, пересекается с предметом диалектики (теория познания, онтология, метод); с другой стороны, предмет ДЛ (собственно логики) непосредственно увязан с предметом логики формальной. И та, и другая (формальная логика и диалектическая логика) являются науками о рассуждениях, закладывают рассудочную модель человеческого мышления в основу описания и развития представлений о естественном и искусственном интеллекте.

Разумеется, каждое из логических учений претендует не только и не столько на название, сколько на право считаться единственно современной ступенью в развитии мировой логической мысли. Вот почему история вопроса помогает сформировать правильное понимание предмета науки Логики. Систематизация знаний диалектической логики возможна на следующей основе. В одном из учебников логики именем "диалектическая логика" названа научная дисциплина о развитии знаний, создать которую пытались в 20 веке, а именем "формальная логика" названа наука о формах мышления, формально-логических законах и связях между мыслями по логическим формам их выражения. [1]

Диалектическая логика формально представлена в учебнике методологическими принципами, вытекающими из мировоззренческих принципов философии, а также методами и формами развития знаний, связанными с логическими формами выражения мысли. Правильность всех этих форм должны обеспечивать в отношении конкретных предметов конкретные науки, а роль логики сводится к обеспечению соответствия этих форм предмету. В связи с этим вычленить логику как научную дисциплину из науки вообще можно лишь в отношении форм выражения мыслей и форм развития знания, а также методов и методологических принципов, а применять их нужно в единстве, чтобы обеспечить соответствие языка индивида, который их применяет, нормативным принципам языка науки. В полноценном научно-философском познании логическая методология должна быть составной частью философской методологии, а это требование ещё более усложняет применение логической методологии. Поэтому философская методология нигде не представлена как нечто целое, включающее в себя научную и логическую методологии, а методология научно-философского познания не представляет собой единой системы средств познания.

Отсутствие единой методологии не позволяет традиционной науке превратиться в подлинную науку о мире в целом, поэтому в традиционной науке нет единства методологий и языков разных наук - логики, философии, нейрофизиологии, психологии, семантики, лингвистики, теории коммуникации, кибернетики, синергетики, теории операций, системного анализа и пр. Единая методология познания, оценивания и преобразования мира, обеспечивающая единство логических форм выражения мыслей и развития знаний без противоречий с учебниками по философии, психологии, семантике и др., предложена в книге "Вариант "Омега" на основе ВНМС". ВНМС - это всеобщее нематериальное средство интеллектуальной деятельности, объединяющее смыслы нематериальных средств развития знаний разных методологий в единое целое, которое позволяет реализовать идеи Гегеля об однозначности понятий и идеи Маркса о превращении знаний в производительную силу общества. В структуре ВНМС исчезают недостатки понятий о методологических средствах разных наук, поскольку структура ВНМС имеет единый знак - образ, отображающий диалектику превращения научных знаний в производительную силу коллектива или общества с минимальным количеством слов. Эту структуру можно применять для повышения качества и эффективности нематериальных активов фирм или государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: