Семинар 4. Философский анализ проблемы сознания

Основные понятия: сознание, самосознание, идеальное, психика, отражение, мозг, информация, эмоции, разум, воля, мышление, интеллект, бессознательное, язык, символ, сверхсознание, совесть, образ «Я», рефлексия, воображение, психоанализ, психосинтез.

Первоисточники для изучения: Августин Аврелий «Исповедь»

Теоретические вопросы

1 Понимание сознания в космоцентрической культуре античности. Христианство: открытие внутреннего духовного мира.

2 Проблема сознания в идеалистической философии Нового времени. Диалектика – материалистическая концепция сознания К. Маркса.

3 Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд.

4 Сущность, структура и функции сознания. Сознание и самосознание.

Вопросы для обсуждения

1. Как соотносятся понятия «сознание», «знание», «познание»?

2. Какие функции выполняет сознание в жизни человека?

3. В чём проявляется интенциональность сознания?

4. Какова роль мышления в функционировании сознания?

5. Как связаны индивидуальное и общественное сознание?

6. Какую роль в формировании сознания играют социальные факторы – труд, культура, общение?

7. Какова роль предметно-практической деятельности в формировании и развитии сознания?

8. Какие факты доказывают социальную сущность сознания?

9. Каковы основные функции сознания?

10. В чем проявляется целеполагающий характер сознания?

11. Какова роль системы ценностей в сознании?

12. Как связаны сознание и самосознание? Что такое «образ Я»?

13. Какое место занимает сознание в структуре человеческой психики?

14. Как соотносятся сознание, бессознательное и сверхсознание в человеческой психике?

15. В чём различие концепций сознания в теориях Фрейда и Маркса?

16. Какова роль языка в формировании и функционировании сознания?

17. В чём проявляется рефлексивная функция сознания?

18. Какова роль сознания в управлении поведением человека?

19. Что представляют собой аномальные и изменённые формы сознания? Как объясняет их современная наука?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его сущность? Человек – это…

а) индивид с присущей ему генетической программой;

б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;

в) социальное существо;

г) биосоциальное существо, способное к мышлению и целенаправленной деятельности.

2. Определите понятие «личность»:

а) это зрелый человек;

б) синоним человека;

в) сознательный исторический деятель;

г) человек с присущими ему социально значимыми качествами, обеспечивающими использование прав и выполнение обязанностей.

3. По З. Фрейду, человеческое поведение изначально определяется:

а) разумом;

б) нормами культуры;

в) волей;

г) инстинктами.

5. По своей сущности сознание является:

а) материальным;

б) идеальным;

в) трансцендентальным;

г) биологическим.

5. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения называется …

а) аффект;

б) самосознание;

в) память;

г) психика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: