Основные понятия: научное познание, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, научная революция, научная картина мира, философская картина мира, рациональность, сциентизм, антисциентизм, техника.
Теоретические вопросы
1 Генезис науки и основные этапы её становления. Особенности научного познания.
2 Философская и научная картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира.
3 Научные революции и смены типов рациональности.
4 Наука и техника.
Вопросы для обсуждения
1. Какие Вам известны философы, считавшие философию наукой?
2. Когда возникает сциентизм и что это за мировоззрение, в чем его неправильность?
3. Что такое иррационализм?
4. В чем состоят определяющие черты древнегреческой науки?
5. В чем специфика науки Нового времени?
6. Какие открытия на рубеже ХIХ—ХХ веков подрывали механистическую картину мира?
7. Понятие научного кризиса.
8. Что такое научная революция.
9. Существует ли прогресс в развитии научного знания. Если он существует, то в чем проявляется.
|
|
10. Роль науки в развитии человеческого общества.
11. В чем классичность «классической» науки?
12. Каков, в отличие от науки, характер всеобщности философских истин?
13. Может ли существовать единственная, подлинно научная и объективная философия?
14. Что значит «мыслить самому»?
15. Нужны ли философия и наука друг другу?
Тестовые задания для самоконтроля
1. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому …. знанию.
а) паранаучному;
б) научному;
в) квазинаучному;
г) донаучному.
2. Объективность научного знания означает...
а) независимость знания от человека – субъекта вообще;
б) независимость от личности исследователя – субъекта;
в) абсолютность – незыблемость знаний;
г) независимость знания от метода его получения.
3. Что является главной целью науки:
а) получение знаний о реальности;
б) развитие техники;
в) совершенствование нравственности;
г) развитие цивилизации.
4. Знание, соединенное с верой в него, есть...
а) убеждение;
б) рассуждение;
в) заблуждение;
г) мнение.
5. Непосредственной целью науки является:
а) связь с практикой;
б) достижение истины и открытие объективных законов;
в) развитие материального производства;
г) получение новых знаний.