Семинар 6. Структура научного познания

Основные понятия: научное познание, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, научная революция, научная картина мира, философская картина мира, рациональность, сциентизм, антисциентизм, техника.

Теоретические вопросы

1 Генезис науки и основные этапы её становления. Особенности научного познания.

2 Философская и научная картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира.

3 Научные революции и смены типов рациональности.

4 Наука и техника.

Вопросы для обсуждения

1. Какие Вам известны философы, считавшие философию наукой?

2. Когда возникает сциентизм и что это за мировоззрение, в чем его неправильность?

3. Что такое иррационализм?

4. В чем состоят определяющие черты древнегреческой науки?

5. В чем специфика науки Нового времени?

6. Какие открытия на рубеже ХIХ—ХХ веков подрывали механистическую картину мира?

7. Понятие научного кризиса.

8. Что такое научная революция.

9. Существует ли прогресс в развитии научного знания. Если он существует, то в чем проявляется.

10. Роль науки в развитии человеческого общества.

11. В чем классичность «классической» науки?

12. Каков, в отличие от науки, характер всеобщности философских истин?

13. Может ли существовать единственная, подлинно научная и объективная философия?

14. Что значит «мыслить самому»?

15. Нужны ли философия и наука друг другу?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому …. знанию.

а) паранаучному;

б) научному;

в) квазинаучному;

г) донаучному.

2. Объективность научного знания означает...

а) независимость знания от человека – субъекта вообще;

б) независимость от личности исследователя – субъекта;

в) абсолютность – незыблемость знаний;

г) независимость знания от метода его получения.

3. Что является главной целью науки:

а) получение знаний о реальности;

б) развитие техники;

в) совершенствование нравственности;

г) развитие цивилизации.

4. Знание, соединенное с верой в него, есть...

а) убеждение;

б) рассуждение;

в) заблуждение;

г) мнение.

5. Непосредственной целью науки является:

а) связь с практикой;

б) достижение истины и открытие объективных законов;

в) развитие материального производства;

г) получение новых знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: