Типовые требования к выполнению доклада

Объем доклада составляет в среднем 15-20 страниц печатного текста вместе с титульным листом, оглавлением и списком литературы. Объем введения составляет 1,5-2 страницы, заключения – 1-2 страницы. Поля стандартные, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный. Нумерация постраничная, печать односторонняя. Сноски и список литературы оформляются в соответствии с требованиями Гост РФ https://www.sanse.ru/text/GOST_2008.pdf

Оценка доклада – важная часть контролируемой работы студента. Студенту следует учитывать, что оценка доклада научным руководителем (преподавателем) производится по следующим критериям:

1. Соответствие доклада полученному заданию (по теме и виду доклада).

2. Качество работы с первоисточником(ами): степень ознакомления с текстом, умение отбирать важные моменты для изучения.

3. Оценка текста доклада (стиль, язык, связность изложения)

4. Обоснованность авторской позиции (при необходимости)

5. Культура оформления доклада (сноски, ссылки, библиография).

Несамостоятельный характер доклада – основание, по которому реферат не принимается к содержательной проверке.

Эссе – вид самостоятельной письменной работы, выражающей авторскую позицию по обозначенному в качестве темы эссе вопросу. Содержательно особенность эссе состоит в том, что в фокусе создаваемого текста находятся индивидуальные рассуждения и мнение автора. В качестве особого литературного жанра эссе отличается относительной свободой формы и языка. Значение эссе в учебном процессе обусловлено его спецификой: необходимость сформулировать, обосновать и риторически убедительно представить другим свою позицию по спорному вопросу является важным навыком не только в среде университета, но и в практической юридической деятельности.

Тема для эссе всегда содержит в себе проблему, спорный вопрос, предмет для авторского рассуждения и вывода. При такой постановке для автора возникает возможность обозначения позиции.

В учебном процессе в зависимости от конкретных задач и условий могут использоваться различные виды эссе.

По специфике ключевого вопроса текста обычно выделяют три типа эссе.

Эссе «за и против». Тема в этом случае сформулирована таким образом, что при написании эссе студенту необходимо на основе базовых источников привести аргументы в поддержку или опровержение того или иного мнения или предложения. В заключении эссе излагается собственная позиция по данному вопросу.

Эссе «на высказывание собственного мнения». В этом случае в начале текста требуется ясно и доступно сформулировать собственную позицию по вопросу, обозначенному в теме эссе. После этого желательно привести противоположную позицию, а затем привести аргументы в подтверждение собственной и в опровержение иных мнений. В качестве аргументов могут выступать ссылки на авторитетные источники, данные статистики, примеры из судебной практики. В заключении эссе авторская позиция представляется в сжатом и предельно концентрированном виде.

Эссе, предлагающее решение проблемы. В этом случае в начале текста описывается существующая проблема. Далее обзорно рассматриваются существующие варианты ее решения. После чего автор либо обоснованно присоединяется к одному из существующих вариантов либо предлагает собственный с доводами в его поддержку. В заключении суммарно представлен путь решения, поддерживаемый (предлагаемый) автором текста.

В зависимости от объема текста и времени, отводимого на его исполнения, можно выделить мини-эссе (500-700 слов) и развернутые эссе (2000-3000 слов).

Техника написания эссе существенно различается в зависимости от требуемого объема и времени, отведенных на его исполнение.

В первом случае (мини-эссе) итоговый (и он же первичный) продукт представлен в качестве единого связного текста. Основным способом внутренней организации текста является разбивка общего массива на отдельные параграфы. В этом случае действует базовое правило: одна законченная мысль – один параграф. Главный вопрос содержится в названии эссе и требует минимального пояснения в начале текста – один параграф (в чем, собственно, проблема?). Далее разворачивается основной текст с четкой артикуляцией собственной позиции и аргументами в ее поддержку - 4-6 параграфов. В заключении (один параграф) представлен основной вывод по проблеме. Подобный текст пишется достаточно быстро и у студента есть минимальное время на обдумывание. Несмотря на дефицит времени имеет смысл на отдельном листке отдельными законченными предложениями (до 10) набросать основные положения текста, что позволит его грамотно организовать, исключить повторы и пробелы.

При работе над текстом развернутого эссе работа также начинается с уяснения проблемы. Но в этом случае недостаточно ограничиться исключительно личными рассуждениями. Эссе в этом случае структурировано более жестко – с обязательным выделением введения и заключения как самостоятельных разделов работы. Основной текст также может быть рубрицирован с подзаголовками по тексту или пунктами в оглавлении.

Необходимым условием написания удачного эссе становится самостоятельный поиск и анализ источников по проблеме. Результаты этого ознакомления должны быть представлены в тексте эссе в виде цитат с необходимыми сносками и включением источников в список использованной литературы. После ознакомления с первоисточниками имеет смысл провести предварительную рубрикацию с подбором цитат и примеров – по мнениям, аргументам за или против. После этого можно приступать к написанию текста. При этом важно помнить, что выраженность авторской позиции является ключевым критерием оценивания, что делает допустимым в использовании личных оборотов. После написания и оформления эссе его необходимо тщательно вычитать и представить преподавателю для проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: