Этапы проведения коллоквиума

1. Подготовительный этап:

- формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения (преподаватель должен заранее продумать проблемные вопросы, в соответствии с уровнем учащихся в группе и создать карточки, вопросы в которых будут дифференцироваться по уровню сложности);

- предоставление списка дополнительной литературы;

- постановка целей и задач занятия;

- разработка структуры занятия;

- консультация по ходу проведения занятия;

2. Начало занятия:

- подготовка аудитории: поскольку каждая микрогруппа состоит из 5-7 студентов, то парты нужно соединить по две, образовав квадрат, и расставить такие квадраты по всему помещению;

- комплектация микрогрупп;

- раздача вопросов по заданной теме для совместного обсуждения в микрогруппах.

3. Подготовка учащихся по поставленным вопросам.

4. Этап ответов на поставленные вопросы:

- в порядке установленном преподавателем, представители от микрогрупп зачитывают выработанные, в ходе коллективного обсуждения, ответы;

- студенты из других микрогрупп задают вопросы отвечающему, комментируют и дополняют предложенный ответ;

- преподаватель регулирует обсуждения, задавая наводящие вопросы, корректируя неправильные ответы (важно, чтобы преподаватель не вмешивался напрямую в ход обсуждения, не навязывал собственную точку зрения);

- после обсуждения каждого вопроса необходимо подвести общие выводы и логично перейти к обсуждению следующего вопроса (важно вопросы распределить таким образом, чтобы ответы микрогрупп чередовались);

- после обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель подводит общие выводы.

5. Итог:

- преподаватель должен соотнести цели и задачи данного занятия и итоговые результаты, которых удалось добиться;

- заключительный этап суммирует все достигнутое с тем, чтобы дать новый импульс для дальнейшего изучения и решения обсуждавшихся вопросов (в рамках одного занятия невозможно решить все поставленные проблемы, одна из задач подобного вида занятий, спровоцировать интерес к обсуждаемым проблемам);

- преподаватель должен охарактеризовать работу каждой микрогруппы, выделить наиболее грамотные и корректные ответы студентов.

Вопросы для подготовки к коллоквиуму на тему:

«Конституционно-правовые основы судебной власти»

1. Охарактеризовать признаки судебной власти.

2. Рассмотреть принципы судебной власти.

3. Изучить понятие правосудия.

4. Определить отличие правосудия от других видов правоохранительной деятельности.

Регламент проведения мероприятия оценивания: на ответ на вопрос отводится 5-10 мин.

Регламент проведения доклада:

- на представление доклада отводится 6 минут, студент излагает материал, формулирует собственную научную правовую позицию;

- вопросы к докладчику;

- дискуссия по обсуждаемой научной проблеме, дополнения и высказывание альтернативных точек зрения другими обучающимися.

Критерии оценивания:

Выступление с докладом оценивается по следующим критериям:

- актуальность и целостность изложенного материала 0,5 балла;

- логичность и последовательность изложения материала 0,5 балла;

- соответствие требованиям научно-исследовательской работы, имеющей самостоятельный характер 0,5 балла;

- анализ различных научных подходов к проблеме 0,5 балла;

- самостоятельность выводов докладчика 0,5 балла;

- аргументированность и полнота ответов на вопросы 0,5 балла.

Также оценивается активная позиция других обучающихся по обсуждаемым вопросам 0,5 балла.

Опрос - метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого.

Вопросы для опроса:

1. Рассмотреть конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля.

2. Определить место Конституционного Суда РФ в судебной системе РФ.

3. Рассмотреть требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ.

Регламент проведения мероприятия оценивания: на ответ на вопрос отводится 5-10 мин.

Критерии оценивания:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если студент демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания материала;

- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если студент обнаруживает твердые знания предмета, усвоение рекомендуемой литературы, но допускает некоторые неточности в ответе;

- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если студент показывает знания основного учебно-программного материала, знакомство с рекомендованной литературой, но допускает существенные неточности в ответе, либо не отвечает на отдельные дополнительные вопросы;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он не отвечает на поставленный вопрос, не ориентируется в понятиях, не демонстрирует знания основного учебно-программного материала.

Деловая игра – это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения состоит в следующем: процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений. Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст.

Виды учебных деловых игр:

- тренинг отдельного навыка;

- тренинг комплекса навыков;

- демонстрация навыка;

- демонстрация типичных ошибок и др.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (зал судебного заседания). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Исполнение ролей (ролевые игры). В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между студентами распределяются роли с «обязательным содержанием», характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. В основе разыгрывания ролей всегда лежит конфликтная ситуация. Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.

Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.

В зависимости от количества студентов учебная группа разбивается на подгруппы (игровые команды) с учетом интересов участников по 3-5 человек в каждой команде. Члены подгруппы выбирают руководителя - капитана команды.

Руководитель игры (преподаватель) оценивает работу игровых команд, подводит итоги игры, в необходимых случаях консультирует участников игры.

Участники игры (до начала занятия и в ходе игры):

- изучают необходимую литературу по теме;

- анализируют исходную информацию и условия игры;

- готовят необходимые исходные данные;

- выступая в тех или иных ролях в соответствии со сценарием игры, принимают участие в моделируемой правовой ситуации.

По окончании каждого игрового этапа (или в конце занятия) капитаны команд докладывают о результатах групповой работы. Руководитель игры при необходимости проводит общую дискуссию, целью которой является коллективная выработка оптимального решения рассматриваемой проблемы (ситуации).

На заключительном этапе занятия подводятся итоги деловой игры и оценивается работа подгрупп и отдельных игроков. По итогам занятия устанавливаются места, занятые командами: 1-е, 2-е и т.д.

Результаты работы команд в ходе занятия оформляются в виде необходимых документов.

Места игровых команд по итогам игры определяются по сумме набранных баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать каждая команда – 3.

Каждый этап игры оценивается в баллах (максимальная оценка), которая уменьшается за счет штрафов, налагаемых на команды в соответствии со шкалой приведенной ниже:

- несоответствие принятых решений или положений составленных документов действующему законодательству – 1 балл;

- неряшливое оформление документов – до 0,5 баллов;

- некорректное поведение участника команды – 0,5 баллов;

- слабая защита проекта – 1 балл.

Цену штрафов в баллах определяет арбитр (руководитель игры). Уменьшение суммы баллов возможно также за счет «платных» консультаций. «Платной» считается такая консультация, при которой члены команды обращаются к руководителю игры за помощью, оказавшись в затруднительном положении. Цена консультации – до 1 балла.

Команда может получить и премиальные баллы за особые достижения в ходе игры (оригинальные решения, предложения по совершенствованию игровой ситуации, игрового процесса и т.д.).

Деловая игра: «Правовой статус судей РФ, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества»

Цель деловой игры: дать характеристику суда присяжных; определить основы правового статуса присяжных заседателей; выработать общее представление о функционировании суда присяжных в РФ;

Студенты при подготовке к занятию изучают специальную литературу на тему: «Суд присяжных - проявление института гражданского общества в РФ». Аудитория делится на две группы. Первая группа изучает мнения сторонников суда присяжных. Вторая группа изучает мнения противников суда присяжных.

В момент проведения деловой игры студенты играют роль ученых, которые обсуждают данную проблему. В каждой группе избираются основные докладчики. Группы высказывают обоснованные доводы по очереди. В результате дискуссии обе группы должны подвести итоги своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Изучить критику института суда присяжных в России.

2. Овладеть методикой дискуссии

3. Уяснить особенности функционирования суда присяжных в России.

Критерии оценивания:

Выступление с докладом оценивается по следующим критериям:

- актуальность и целостность изложенного материала 0,5 балла;

- логичность и последовательность изложения материала 0,5 балла;

- соответствие требованиям научно-исследовательской работы, имеющей самостоятельный характер 0,5 балла;

- анализ различных научных подходов к проблеме 0,5 балла;

- самостоятельность выводов докладчика 0,5 балла;

- аргументированность и полнота ответов на вопросы 0,5 балла.

Также оценивается активная позиция других обучающихся по обсуждаемым вопросам 0,5 балла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: