Воплощена в другой системе знаков, как и письмо со зрительного пути может быть
Переведено на путь осязания.
Случаи аномального развития позволяют с наибольшей ясностью наблюдать ту
Дивергенцию в развитии культурного и естественного, которая в сущности имеет
Место и у нормального ребенка, но которая здесь выступает с наибольшей
Отчетливостью, именно потому, что у глухонемого и слепого замечается разительное
Расхождение между культурными формами поведения, рассчитанными на нормальную
Психофизиологическую организацию человека, и поведением ребенка, который отягчен
Тем или иным недостатком. Но, самое главное, культурные формы поведения -
Единственный путь в воспитании ненормального ребенка. Этот путь есть создание
Обходных путей развития там, где оно оказывается невозможным на прямых путях.
Письменная речь для слепых и письмо в воздухе для глухонемых та кие окольные
Психофизиологические пути культурного развития.
|
|
Мы привыкли к мысли, что человек читает глазами, а говорит ртом, и только
Великий культурный эксперимент, который показал, что читать можно пальцами и
Говорить рукой, вскрывает перед нами всю условность и подвижность культурных
Форм поведения. Психологически этим формам воспитания удается преодолеть самое
Важ ное, именно: ему удается привить глухонемому и слепому ребенку речь и письмо
В собственном смысле этих слов.
Важно, что слепой ребенок читает, читает так же, как и мы, но эту культурную
Функцию обслуживает совершенно другой психофизиологический аппарат, чем у нас. И
У глухонемого ребенка важнейшим с точки зрения культурного развития является то,
Что общечело веческая речь обслуживается у него совершенно другим
Психофизиологическим аппаратом.
Итак, первое, чему нас учат эти примеры, - независимость культурной формы
Поведения от того или иного определенного психофизиологического аппарата.
Второе, что особенно ясно видно на примере глухонемых детей, заключается в
Спонтанном развитии культурн ых форм поведения. Глухонемые дети, предоставленные
Самим себе, развивают сложный мимический язык, особую речь. Создастся особая
Форма речи не для глухонемых, а построенная самими глухонемыми. Создается
Своеобразный язык, который более глубоко отличае тся от всех современных
Человеческих языков, чем эти языки друг от друга, потому что это есть
Возвращение к самому древнему праязыку человечества, языку жеста или даже только
Руки.
Предоставленный самому себе, даже лишенный всякого обучения, ребенок встает