Функцией. Речь не обязательно связана со звуковым аппаратом, она может быть

Воплощена в другой системе знаков, как и письмо со зрительного пути может быть

Переведено на путь осязания.

Случаи аномального развития позволяют с наибольшей ясностью наблюдать ту

Дивергенцию в развитии культурного и естественного, которая в сущности имеет

Место и у нормального ребенка, но которая здесь выступает с наибольшей

Отчетливостью, именно потому, что у глухонемого и слепого замечается разительное

Расхождение между культурными формами поведения, рассчитанными на нормальную

Психофизиологическую организацию человека, и поведением ребенка, который отягчен

Тем или иным недостатком. Но, самое главное, культурные формы поведения -

Единственный путь в воспитании ненормального ребенка. Этот путь есть создание

Обходных путей развития там, где оно оказывается невозможным на прямых путях.

Письменная речь для слепых и письмо в воздухе для глухонемых та кие окольные

Психофизиологические пути культурного развития.

Мы привыкли к мысли, что человек читает глазами, а говорит ртом, и только

Великий культурный эксперимент, который показал, что читать можно пальцами и

Говорить рукой, вскрывает перед нами всю условность и подвижность культурных

Форм поведения. Психологически этим формам воспитания удается преодолеть самое

Важ ное, именно: ему удается привить глухонемому и слепому ребенку речь и письмо

В собственном смысле этих слов.

Важно, что слепой ребенок читает, читает так же, как и мы, но эту культурную

Функцию обслуживает совершенно другой психофизиологический аппарат, чем у нас. И

У глухонемого ребенка важнейшим с точки зрения культурного развития является то,

Что общечело веческая речь обслуживается у него совершенно другим

Психофизиологическим аппаратом.

Итак, первое, чему нас учат эти примеры, - независимость культурной формы

Поведения от того или иного определенного психофизиологического аппарата.

Второе, что особенно ясно видно на примере глухонемых детей, заключается в

Спонтанном развитии культурн ых форм поведения. Глухонемые дети, предоставленные

Самим себе, развивают сложный мимический язык, особую речь. Создастся особая

Форма речи не для глухонемых, а построенная самими глухонемыми. Создается

Своеобразный язык, который более глубоко отличае тся от всех современных

Человеческих языков, чем эти языки друг от друга, потому что это есть

Возвращение к самому древнему праязыку человечества, языку жеста или даже только

Руки.

Предоставленный самому себе, даже лишенный всякого обучения, ребенок встает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: