Др.), но было бы опасно ставить педологический диагноз на основе подобных
Исследований. Эти приемы лишь выделяют детей для особого изучения, методика
Которого намечена в дальнейшем.
Распределение детей, выделенных из общей массы, должно производиться на
Основе различения органических и функциональных форм. Умственно отсталых детей
При настоящем состоянии вопроса правильно было бы распределять по трем классам
(дебильность, имбе цильность, идиотия). Принципом распределения отобранных детей
Должно быть распределение по типам развития и поведения, по общим и целостным
Признакам личности ребенка, а не по отдельным симптомам и дефектам.
Умственно отсталые дети
Основным принципом при изучении умственно отсталого ребенка является
Положение, что всякий дефект создает стимулы для компенсации. Поэтому
Динамическое изучение отсталого ребенка не может ограничиться установлением
Степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных
|
|
(замещающих, надстраивающихся, выравнивающих) процессов в развитии и поведении
Ребенка. Было бы целесообразно принять предложенное некоторыми авторами
Трехстепенное обозначение компенсации (реакции организма на дефект): 1)
Компенсированный, 2) субкомпенсированный и 3) декомпвнсированный дефект (ср.
Классификацию tbc). Определение недостатка еще ничего не говорит педологу (ср.
Вейнман, К. Бирнбаум, Л. Линдворский, В. Штерн, В. Элиасберг, Пирси, Фейсен и
Мног ие другие).
Исключительную важность при изучении умственно отсталого ребенка представляет
Его моторная сфера. Моторная отсталость, моторная дебильность, моторный
Инфантилизм (Т. Геллер, Дюпре, Ф. Гомбургер), моторная идиотия могут в самой
Различной степени ком бинироваться с умственной отсталостью всех видов, придавая
Своеобразную картину развитию и поведению ребенка. Они могут отсутствовать при
Умственной отсталости и, наоборот, быть в наличии при отсутствии
Интеллектуального дефекта. Принцип психокинетиче ского единства (Ф. Щульц) в
Развитии и поведении детей требует при изучении умственно отсталого ребенка
Непременно двойной характеристики (интеллектуальной и моторной). Сама по себе
Моторная отсталость в огромной мере допускает компенсацию недостаточн ости
(Гомбургер, Надолечный, Т. Геллер), и к ней всецело относится все сказанное в
Тезисе 4. Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших
Интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная одаренность представляет