Средств пользоваться традиционными мето дическими приемами (шкала Бине-Симона и

Др.), но было бы опасно ставить педологический диагноз на основе подобных

Исследований. Эти приемы лишь выделяют детей для особого изучения, методика

Которого намечена в дальнейшем.

Распределение детей, выделенных из общей массы, должно производиться на

Основе различения органических и функциональных форм. Умственно отсталых детей

При настоящем состоянии вопроса правильно было бы распределять по трем классам

(дебильность, имбе цильность, идиотия). Принципом распределения отобранных детей

Должно быть распределение по типам развития и поведения, по общим и целостным

Признакам личности ребенка, а не по отдельным симптомам и дефектам.

Умственно отсталые дети

Основным принципом при изучении умственно отсталого ребенка является

Положение, что всякий дефект создает стимулы для компенсации. Поэтому

Динамическое изучение отсталого ребенка не может ограничиться установлением

Степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных

(замещающих, надстраивающихся, выравнивающих) процессов в развитии и поведении

Ребенка. Было бы целесообразно принять предложенное некоторыми авторами

Трехстепенное обозначение компенсации (реакции организма на дефект): 1)

Компенсированный, 2) субкомпенсированный и 3) декомпвнсированный дефект (ср.

Классификацию tbc). Определение недостатка еще ничего не говорит педологу (ср.

Вейнман, К. Бирнбаум, Л. Линдворский, В. Штерн, В. Элиасберг, Пирси, Фейсен и

Мног ие другие).

Исключительную важность при изучении умственно отсталого ребенка представляет

Его моторная сфера. Моторная отсталость, моторная дебильность, моторный

Инфантилизм (Т. Геллер, Дюпре, Ф. Гомбургер), моторная идиотия могут в самой

Различной степени ком бинироваться с умственной отсталостью всех видов, придавая

Своеобразную картину развитию и поведению ребенка. Они могут отсутствовать при

Умственной отсталости и, наоборот, быть в наличии при отсутствии

Интеллектуального дефекта. Принцип психокинетиче ского единства (Ф. Щульц) в

Развитии и поведении детей требует при изучении умственно отсталого ребенка

Непременно двойной характеристики (интеллектуальной и моторной). Сама по себе

Моторная отсталость в огромной мере допускает компенсацию недостаточн ости

(Гомбургер, Надолечный, Т. Геллер), и к ней всецело относится все сказанное в

Тезисе 4. Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших

Интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная одаренность представляет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: