Иными сроками, темпом и качеством, сопровождаясь для каждого этапа и у каждого
Типа аномального развития образованием специфической структуры. На анализе
различных вариантов с труктуры дефекта Выготский обнаружил своеобразное
Соотношение интеллекта и аффекта, низших и высших психических функций.
Этими продуктивными мыслями не исчерпываются, однако, результаты разработки
Выготским проблем развития нормального и аномального ребенка. В 30-е гг.,
Последние годы его жизни, проблематика психологических и дефектологических
исследований Выготского зн ачительно расширилась. На передний план выступили
Обобщающие идеи о специфике процесса развития нормального и аномального ребенка.
Рассматривая этот процесс в детском возрасте и доказывая кардинальный факт
Изменений межфункциональных связей, Выготский тем самым ставил важнейший
Методологический вопрос об изменяющейся структуре психических процессов и
Сознания нормального и аномального ребенка на различных возрастных этапах.
|
|
Все работы Выготского неизменно содержали и твердо проводили идею социальной
Обусловленности специфически человеческих свойств психики. Он доказывал, что
Социальное воздействие, и в частности педагогическое, составляет неиссякаемый
Источник формирован ия высших психических процессов как в норме, так и в
Патологии. Концепция Выготского предусматривала не только общие, но и
Специфические, действующие в патологии закономерности психического развития. В
противовес "филантропически-инвалидным" взглядам и "социальному призрению"
Выготский на первый план выдвигал вопросы социального воспитания и обучения
Аномальных детей. Его идея возможностей психического развития, а не только
Усвоения знаний и навыков в процессе обучения сыграла решающую роль в
Перестройке специальной педагогики.
Свои исследования в дефектологии Выготский противопоставил биологизаторгкой
Концепции, утверждающей особые законы развития аномального ребенка. Обосновывая
Положение о том, что развитием нормального и аномального ребенка управляют общие
Законы, он под черкивал, что как для тех, так и для других детей социальная
Обусловленность развития является общим и основным законом. Вместе с тем
Выготский считал, что процесс развития личности обусловлен единством
Биологических и социальных факторов, и указывал, что оно не выступает в виде
Механического, статического сочетания наследственных и бредовых факторов, а