Аномального ребенка все эти отношения весьма своеобразны. Они развиваются с

Иными сроками, темпом и качеством, сопровождаясь для каждого этапа и у каждого

Типа аномального развития образованием специфической структуры. На анализе

различных вариантов с труктуры дефекта Выготский обнаружил своеобразное

Соотношение интеллекта и аффекта, низших и высших психических функций.

Этими продуктивными мыслями не исчерпываются, однако, результаты разработки

Выготским проблем развития нормального и аномального ребенка. В 30-е гг.,

Последние годы его жизни, проблематика психологических и дефектологических

исследований Выготского зн ачительно расширилась. На передний план выступили

Обобщающие идеи о специфике процесса развития нормального и аномального ребенка.

Рассматривая этот процесс в детском возрасте и доказывая кардинальный факт

Изменений межфункциональных связей, Выготский тем самым ставил важнейший

Методологический вопрос об изменяющейся структуре психических процессов и

Сознания нормального и аномального ребенка на различных возрастных этапах.

Все работы Выготского неизменно содержали и твердо проводили идею социальной

Обусловленности специфически человеческих свойств психики. Он доказывал, что

Социальное воздействие, и в частности педагогическое, составляет неиссякаемый

Источник формирован ия высших психических процессов как в норме, так и в

Патологии. Концепция Выготского предусматривала не только общие, но и

Специфические, действующие в патологии закономерности психического развития. В

противовес "филантропически-инвалидным" взглядам и "социальному призрению"

Выготский на первый план выдвигал вопросы социального воспитания и обучения

Аномальных детей. Его идея возможностей психического развития, а не только

Усвоения знаний и навыков в процессе обучения сыграла решающую роль в

Перестройке специальной педагогики.

Свои исследования в дефектологии Выготский противопоставил биологизаторгкой

Концепции, утверждающей особые законы развития аномального ребенка. Обосновывая

Положение о том, что развитием нормального и аномального ребенка управляют общие

Законы, он под черкивал, что как для тех, так и для других детей социальная

Обусловленность развития является общим и основным законом. Вместе с тем

Выготский считал, что процесс развития личности обусловлен единством

Биологических и социальных факторов, и указывал, что оно не выступает в виде

Механического, статического сочетания наследственных и бредовых факторов, а


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: