Формы и методы государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельностью

Инновационно - инвестиционная политика государства является частью его социально-экономической политики. Она определяет цели и приоритеты инновационной стратегии и механизм ее реализации органами государственной власти Российской Федерации, а также способы стимулирования инвестиций в эту сферу. Государству следует реализовывать свою политику одновременно по трем направлениям:

· обеспечение инноваторов (авторов инноваций) финансовыми ресурсами;

· создание обеспечивающих продвижение инновации систем маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых форм, инвестиционных «рисковых» (венчурных) компаний и банков, а также формирование благоприятной инфраструктуры рынка (СЭЗ, технопарки, технополисы);

· выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инвестирования в инноваций.

Поддержка инновационно - инвестиционной деятельности - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, направленных на соответствующие виды деятельности.

Говоря об увеличении финансово-инвестиционных возможностей предприятий, следует в первую очередь уделить внимание вопросу увеличения роли собственных источников финансирования (амортизации и прибыли) инвестиционных проектов предприятий.

Для этого целесообразно:

- осуществлять переоценку основного капитала по простой и мобильной схеме: раз в год или полгода - в зависимости от темпов инфляции. Негативные последствия этой меры можно преодолеть снижением ставок или полным освобождением подрядных (целевых) работ и соответствующих поставок материалов и конструкций от налога на добавленную стоимость;

- мерой направленной на удовлетворения потребности в обновлении физически изношенного и устаревшего производственного аппарата перерабатывающей промышленности, а также необходимость его адаптации к изменившейся рыночной конъюнктуре и компенсации увеличившихся масштабов недоинвестирования может стать пересмотр действующих нормативных сроков службы (норм амортизации) прогрессивных групп машин и оборудования в плане снижения и доведения до современного мирового уровня (уменьшение в 1,5-2 раза).

- предоставление инвесторам льгот на зачет временных убытков в налогооблагаемой прибыли последующих лет;

- налоговая поддержка соответствующих (в том числе инвестиционных) расходов нового владельца, берущего на себя бремя ликвидности убыточности предприятия;

- в качестве эффективного инструмента жесткого регулирования цен производителей инвестиционных товаров, ровно как и подрядных строительно-монтажных организаций, занимающих монопольное положение на региональных рынках подрядных работ, может быть использовано правило «07», регламентирующее масштабы роста цен на строительно-монтажные работы в увязке с темпами инфляции в народном хозяйстве.

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий механизм.

К прямым методам государственной поддержки научной и инновационно - инвестиционной деятельности относятся:

· финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств (базовое и целевое финансирование, государственные контракты на выполнение НИОКР и инновационную продукцию);

· правовое регулирование инновационных процессов;

· передача созданной в государственных организациях и на государственные средства научно-технической продукции гражданского и оборонного характера частному сектору с целью ее коммерциализации;

· формирование государственной инновационной инфраструктуры (создание сети центров распространения нововведений и консультационных центров, государственная экспертиза, разработка долгосрочных прогнозов науки и техники, кадровая подготовка и т.д.).

Среди мер косвенного регулирования отмечают: налоговые льготы; механизмы льготного кредитования; государственная поддержка финансового лизинга; стимулирование франчайзинга (право на создание предприятия, предоставляемого на определенный период) и т.д.

Формы государственной поддержки научной деятельности в РФ:

· прямое бюджетное финансирование;

· льготное налогообложение прибыли от реализации научных разработок;

· освобождение от уплаты налога на собственность и землю, относящихся к научным организациям;

· освобождение от импортных таможенных пошлин на ввозимое имущество научных организаций, необходимое для проведения научных разработок.

Формы государственной поддержки инновационной деятельности: прямое финансирование на возвратной основе в результате конкурсов; создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим технологиям; снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; право на использование ускоренной амортизации оборудования; создание сети технополисов, технопарков.

В условиях перехода к рынку, сопровождаемого экономическим кризисом, политика государственного регулирования должна быть подчинена задачам сохранения накопленного научно-технического потенциала и его мобилизации для осуществления структурной перестройки. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечным результатами определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

К основным инструментам регулирования относятся несколько составляющих:

· прямое государственное стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;

· косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки инновационных МП;

· предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);

· формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.

Идеально, когда действие инструментов направлено на решение ключевых проблем объекта регулирования. Однако, в нынешних социально-экономические условиях требовать полноты и завершенности от политики в любой сфере не приходится, поскольку в обстановке перманентного кризиса стратегические и текущие цели государства находятся в постоянном противоречии.

Управление инновационным процессом предполагает целенаправленное воздействие на процесс исследований, разработок и освоения производства нововведений и внедрения их в эксплуатацию в целях сокращения его сроков, повышения эффективности, постоянного обновления номенклатуры выпускаемой продукции, развития научно- технического потенциала, удовлетворения конечных потребностей на более высоком техническом уровне. Оно отличается от управления другими социально-экономическими процессами по своим целям, содержанию, функциям, принципам и методам. Для методов воздействия на отношения, складывающиеся в процессе научно-технического труда, характерна наибольшая специфика. По мере приближения к заключительным фазам цикла они все более сближаются с методами управления промышленным производством.

По своему содержанию управление инновационным процессом включает организационную структуру управления - распределение власти и ответственности, соотношение прав и обязанностей на всех уровнях; механизм принятия решений, их доведения до исполнителей и контроля за исполнением; систему сбора, обработки и анализа научно-технической и управленческой информации; механизм воздействия на объект управления. Как и в других сферах, в управлении нововведениями выделяются распорядительные, координационные и контрольные функции. Особую роль играет прогнозирование - процесс выбора целей, координация программы работ и распределения ресурсов, необходимых для их выполнения, а также соответствующий контроль. С управлением тесно связана организация - разделение и гармоничная кооперация труда, его обеспечение необходимыми Ресурсами, выбор и реализация процедур эффективного осуществления инновационного цикла, а также – стимулирование инноваторов.

Установление типовых процедур выполнения работ и стимулирования в сфере науки и техники вызывает большие трудности, особенно при создании новых технологических укладов. Деятельность в этой сфере связана с постоянным разрешение противоречий между перспективными и текущими целями развития. Непосредственные интересы предприятий, связанные с увеличением объема реализации и прибыли, особенно в условиях гарантированного сбыта продукции и отсутствия конкуренции, вызывают противодействие обновлению ассортимента товаров и техники. Государственное регулирование необходимо для оптимального сочетания интересов отдельных коллективов и всего общества. В централизованном управлении нуждается выбор важнейших направлений научно-технического развития, установление пропорций между различными областями науки и техники, составляющими научного и научно-технического потенциала, разработка и осуществление республиканских и международных научно-технических программ, охрана приоритета и защита авторских прав на открытия и изобретения. Значение централизованного регулирования инноваций усиливается по мере возрастания роли новых поколений техники в развитии общества, развития разделения труда и усложнения координации в этой сфере, удорожания исследований и разработок, повышения роли научно-технической инфраструктуры.

Снижение в общем объеме финансирования доли бюджетных средств и внебюджетных централизованных источников, а также нехватка средств у самих предприятий на приобретение дорогостоящего оборудования, несомненно, являются одной из важнейших причин падения темпов научно-технического развития региона. На наш взгляд, в условиях роста государственного бюджета необходимо централизованно финансировать, в основном, три вида работ:

во-первых, работы, результаты которых не имеют конкретного покупателя (фундаментальные, поисковые НИР). Основными формами финансирования могут выступать прямое дотирование оплата из централизованных внебюджетных фондов. В данном случае общество выступает в роли покупателя результата работы;

во-вторых, работы, результаты которых имеют конкретного покупателя в случае успеха, но имеют и повышенный уровень риска, неудачи. Основной формой финансирования в данном случае может выступать условно-возвратный кредит, погашенный при достижении коммерческих результатов и компенсируемый из централизованных фондов в случае неудачи;

в-третьих, пионерные новшества, новейшая конкурентоспособная продукция. Форма финансирования - расчетная цена на продукцию, включающая в себя постоянную цену и надбавку к ней, оплачиваемую из централизованных фондов.

Незначительное использование заемных средств, особенно предприятиями гражданской промышленности, связано, прежде всего, с тем, что банки устанавливают очень высокие процентные ставки практически по всем видам кредитов. Не являются исключением и кредиты на техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства, на освоение новых видов продукции и другие мероприятия, связанные с повышением технического уровня производства и выпускаемой продукции.

Потенциальные источники финансового обеспечения инновационного процесса представлены на рис. 3.10.

В общем виде нормативно-законодательная база включает следующие группы:

1. Документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.). В документах этой группы, как правило,


 
 


не содержится каких-либо конкретных мероприятий по поддержке инноваций.

По своему содержанию их можно разделить на чисто декларативные и определяющие целевые установки государственной политики.

2. Постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности. Эта группа документов небольшая, она определяет самые общие функции государственных ведомств в части регулирования инновационной деятельности.

3. Программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и другие косвенные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают следующие аспекты: программы развития и поддержки инноваций, механизмы прямой и косвенной поддержки этой деятельности, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.

4. Инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

В общем виде правовая подсистема регулирования инновационно-инвестиционной деятельности представлена на рисунке 3.11.

В правовом отношении, инновационная деятельность, в отличие от иных видов деятельности, представляет собой достаточно необычный вид деятельности. В частности принято рассматривать три основных ее аспекта: а) процесс создания научного результата; б) оформление интеллектуального продукта в материально-вещественный результат; в) отношения по передаче прав на овеществленный продукт субъектам инновационной деятельности. Отсюда, инновационный процесс в правовом отношении должен быть представлен не менее чем в трех последовательно увязанных юридических звеньях норм, рассчитанных на регулирование отношений по поводу конкретного объекта. На юридическом языке он представляет собой иерархию различных видов правовых отношений, складывающихся, начиная со сферы производства научных знаний, и заканчивающихся созданием новых продуктов и технологических процессов на основе этих знаний.


Рисунок 3.11. Правовая подсистема регулирования инновационно-инвестиционной деятельности

Основными направлениями государственной поддержки инновационной деятельности в законе «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ» выдвигаются инвестирование в инновационные проекты и поддержка развития инновационной инфраструктуры. Оба эти направления связаны с распределением и освоением бюджетных ресурсов и по этой причине представляют объект повышенного внимания со стороны как государственных, так и общественных, частных структур [4].

Несколько слов о создании условий в сфере формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций в инновационную деятельность. Понятно, что для этого на законодательном уровне необходимо предусмотреть преференции субъектам предпринимательства, участвующим в инновационной деятельности, включая льготное кредитование, использование залогов, лизинг дорогостоящего оборудования. Также целесообразно предусмотреть развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов и средств частных инвесторов через территориально-отраслевые программы и венчурные фонды. В отсутствие крупных инновационных проектов оказывать активную поддержку малому и среднему бизнесу. Конкретным шагом в этом направлении может стать законодательное закрепление всех налоговых поступлений от деятельности таких предприятий за местным бюджетом на долгосрочной основе. Только такой подход создаст у местных властей стимул к развитию соответствующих производств и привлечет дополнительные инвестиционные потоки в социальную и деловую инфраструктуру.

Конечно же, необходимо определить основания и степень участия государства в инновационной экономике. Вариантом решения проблемы может быть законодательное введение понятия государственного заказа в сфере инновационной деятельности. Определение перечня видов деятельности, которые могут относиться к инновационным. Установление порядка финансирования инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований на основании государственного заказа через территориальные программы развития. Необходимо целевое выделение средств федерального бюджета на развитие социальной инфраструктуры таких территорий с тем, чтобы для квалифицированного персонала, обеспечивающего инновационную деятельность, была создана комфортная среда проживания, включая возможность использования ипотечных и иных схем строительства жилья для молодых специалистов, занятых в работе по государственному заказу.

На сегодняшний день на законодательном уровне разрабатываются проекты нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность в нашей стране. Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части формирования дружелюбных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».

Законопроект предлагает внести льготы в виде освобождения от обложения НДС услуг, за исключением посреднических, по передаче, предоставлению патентов и лицензий, взаимосвязанных с объектами толковой собственности (исключая многотоварные знаки и знаки обслуживания). При этом в документе содержится перечень отпускаемых от налогообложения научно-инженерных и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новейшей или усовершенствованию выполняемой продукции.

Также расширен перечень научных фондов, средства из которых не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Что же касается самих плательщиков налога на прибыль, то им предоставляется право применять к центральной норме амортизации особый коэффициент, тем не менее, не выше 2, в отношении амортизируемых преимущественных средств, потребляемых только для осуществления научно-инженерной деятельности.

В перечень расходов, которые уменьшают извлеченные доходы налогоплательщика при применении упрощённой системы налогообложения, документ проект закона включает расходы на патентование и расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Предельный размер отчислений на формирование фондов технического развития, в соответствии с поправками, будет увеличен с 0,5 до 1,5% доходов налогоплательщика.

Итак, на период 2006-2007 г. Правительством Российской Федерации запланированы и приняты следующие конкретные поправки по налоговому стимулированию инновационной деятельности:

- об освобождении от НДС доходов по патентам и лицензиям на инновационные технологии;

- в ст. 259 НК РФ, о включении в состав расходов для обложения налогом на прибыль части средств, потраченных на НИОКР научными инновационными организациями;

- в ст. 262 НК РФ в части увеличения норматива расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно – исследовательских работ с 0,5% до 1,5%;

- в ст. 34616 НК РФ в части расширения перечня расходов, по которому налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» №127-ФЗ от 12 июля 1996г. направлен на стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот, на создание государственных научных центров и иных структур, что является основополагающим принципом государственной научно-технической политики.

Постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31 марта 1998г. №374 (с изм. от 13 октября 2002г. № 1156) предполагает реформирование инновационного потенциала и создание условий, способствующих привлечению инвестиций.

Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ «Об Инновационном совете в сфере науки и научного обслуживания» от 22 мая 1997г. №986. Настоящим документом рекомендуется создать Инновационный совет в сфере науки и научного обслуживания Минобразования России на правах согласительного органа.

Постановление Правительства РФ «О фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» от 03 февраля 1994г. №65 (с изменениями от 26 октября 2000г.), предусматривающее создание Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Постановление Правительства РФ «О федеральном Фонде производственных инноваций» от 26 августа 1995г. №827 (с изм. от 02 ноября 1995г., 31 марта, 10 июля 1998г.) создан Федеральный Фонд производственных инноваций в качестве государственного учреждения, задачами которого является поддержка инновационной деятельности, содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

Приказ Министерства науки и технологии РФ, Министерства образования РФ «О научно-методическом совете по вопросам подготовки специалистов для инновационной деятельности в научно-технической сфере» от 01 ноября 1999г. №209/745.

Постановление Правительства РФ «Об образовании Правительственной комиссии по научно-инвестиционной политике» от 11 мая 1999г. №525, основными задачами которой является государственная поддержка и регулирование научно-исследовательских работ, сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала страны.

Инвестиционно-строительный комплекс является многоуровневой системой, состоящей из ряда взаимосвязанных экономических подсистем, обладающих определенной независимостью и самостоятельностью в выборе рационального режима своего функционирования. Это не может не отражаться на поведении системы в целом и требует в значительной мере внешнего регулирующего воздействия со стороны государства на отдельные элементы системы в целях достижения конечного результата с наименьшими потерями времени и ресурсов – материальных, трудовых, финансовых.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, реализуется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. При этом под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», далее Закон № 39-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.01.2000 № 22-ФЗ).

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее – субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (ст. 4 Закона № 39-ФЗ).

В соответствии с Законом № 39-ФЗ под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

- формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;

- государственное регулирование инвестиционной деятельности в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

- порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений;

- экспертизу инвестиционных проектов.

В соответствии со ст. 11 главы III Закона № 39-ФЗ государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисление амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- защиты интересов инвестора;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования земель и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга в РФ;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с тепами инфляции;

- создания возможности формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок представления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) определяется Правительством РФ, а за счет средств бюджетов субъектов РФ – органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта РФ, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов РФ - органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития РФ);

- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.

3) государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с Законодательством РФ.

Важной мерой государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов:

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.

Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ.

Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством РФ.

Регулирование инвестиционной деятельности предусматривает также государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту капитальных вложений.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «Инвестиции»?

2. Какие классификационные признаки вы можете назвать при классификации инвестиций? Проклассифицируйте инвестиции по одному из признаков.

3. Что такое жизненный цикл в строительстве и чем он отличается от инвестиционного?

4. Каковы основные принципы экономической оценки эффективности?

5. Какие показатели используются при экономической оценке инвестиций?

6. Что такое инновации? Проклассифицируйте их.


[1] При написании последующих параграфов главы использовались материалы книги [68]….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: