Д) Тайное голосование

Этот принцип состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления. Хотя необходимость тайного голосования очевидна, история его значительно короче истории выборов государственных органов.

Обеспечивается тайна голосования тем, что избиратель заполняет избирательные бюллетени или манипулирует с машиной для голосования в закрытой от посторонних взоров кабине. При голосовании бюллетенями обычно используется еще такая дополнительная гарантия, как избирательный конверт, в который вкладывается бюллетень. Когда избиратель покидает кабину, у него в руках только конверт, который он опускает в избирательный ящик. Если избиратель не желает голосовать, но по закону обязан это сделать, он может опустить в ящик пустой конверт.

16. Основные стадии избирательного процесса

Избирательный процесс – это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.

Избирательный процесс состоит из следующих стадий:

1. Назначение выборов

Эта стадия заключается в установлении даты голосования. Если речь идет об очередных выборах, то часто конституции, законы, статуты (уставы) территориальных единиц дают в этом отношении определенные указания. Однако в большинстве случаев такого заранее данного точного определения даты нет, и это требует в каждом случае издания специального акта, такую дату устанавливающего.

2. Избирательные округа

Это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания депутатов в представительные органы государства и местного самоуправления. Они могут образовываться специально, но нередко избирательными округами служат территории субъектов федерации или единиц политико-территориального деления (областей, провинций, городов и т. п.), а иногда исторических территориальных единиц, как французские кантоны. В тех случаях, когда избирательные округа не образуются, вся страна представляет собой единый избирательный округ.

В зависимости от числа избираемых в избирательном округе депутатов (но не числа выдвигаемых кандидатов, которое может быть в любом случае любым) избирательные округа делятся на одномандатные (униноминальные, т.е. одноименные) и многомандатные (полиноминальные, т.е. многоименные, избирающие много, вплоть до многих десятков, депутатов, и плюриноминалъные, т. е. избирающие несколько депутатов).

В принципе избирательные округа должны нарезаться так, чтобы обеспечить равный вес голосов избирателей, о котором говорилось выше как о непременном элементе равного избирательного права.

Это значит, что одномандатные избирательные округа создаются с примерно одинаковым числом жителей. Поскольку, однако, возможны существенные колебания между регионами по числу граждан, по тем или иным причинам не имеющих права голоса, то для обеспечения равного веса голоса в качестве нормы представительства может быть принято число не жителей, а избирателей.

Что же касается многомандатных избирательных округов, то если число мандатов в каждом из них одинаковое, они также должны быть примерно равны по числу жителей (избирателей). Обычно же такие избирательные округа имеют различное число мандатов, и в этом случае оно должно соответствовать численности населения округа.

3. Избирательные участки

Это территориальные единицы, объединяющие избирателей общим местом голосования.

4. Избирательные органы

На эти органы (комиссии, бюро, президиумы и т.п.) возлагается организационное руководство всем избирательным процессом. Среди них различаются:

− территориальные, включая центральные, система которых основывается на системе политико-территориального устройства государства;

− окружные, действующие в избирательных округах в случаях, когда избирательные округа не совпадают с политико-территориальными единицами;

− участковые, действующие в избирательных участках.

Участковые избирательные органы обычно обеспечивают регистрацию избирателей либо корректируют ее, организуют голосование и определяют его итоги по избирательному участку. Окружные избирательные органы регистрируют выдвигаемых кандидатов, обеспечивают нормальный ход предвыборной кампании и определяют результаты выборов по избирательному округу. Территориальные избирательные органы при наличии окружных обобщают и опубликовывают результаты выборов на соответствующей территории, а при отсутствии окружных избирательных органов выполняют также их функции.

5. Регистрация избирателей

Она представляет собой необходимое условие осуществления избирателем своего права голоса и означает включение лица в список избирателей, на основании которого он сможет быть допущенным к голосованию.

В зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации, она считается публичной (обязательной) или личной (добровольной). Списки избирателей – обычно постоянные и подвергаются корректировке ежегодно и/или перед выборами.

6. Выдвижение кандидатов

На этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, сенаторы, советники местного самоуправления и другие выборные.

Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:

1) самовыдвижение;

2) выдвижение группами избирателей;

3) выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.

7. Агитационная кампания

Эта стадия избирательного процесса, несмотря на свою важность, часто имеет минимальное правовое регулирование. Здесь большой простор для самостоятельной деятельности субъектов этого процесса. Тем не менее в некоторых странах она урегулирована специально.

8. Голосование

Это действительно самая главная стадия избирательного процесса, ибо именно на этой стадии совершается народное волеизъявление, в результате которого часть баллотирующихся кандидатов получает право на выборный мандат либо, если избирательная система допускает более одного тура голосования, получает право баллотироваться в следующем туре.

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов

Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет производится гласно и начинается немедленно по окончании голосования. Сначала устанавливается общее число голосов, поданных по каждому избирательному округу, в состав которого входит данный избирательный участок. Затем определяется число действительных и недействительных голосов. При одних и тех же итогах голосования результаты выборов могут быть различными в зависимости от применяемой в данной стране избирательной системы (в узком смысле).

Окончательные результаты выборов определяются центральным или иным территориальным избирательным органом и официально опубликовываются.

10) возможный второй тур голосования и/или новые выборы;

11) окончательное определение и опубликование результатов выборов.

17. Мажоритарная избирательная система: понятие и основные виды.

1. Мажоритарная система относительного большинства

Мажоритарная система – исторически первая избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства; избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.

Пример такой системы - США и ряд государств – членов британского Содружества наций.

При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него. Голоса избирателей при этой системе, поданные не за победившего кандидата, вообще пропадают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: