double arrow

Этические нормы Ламаизма


Ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования.

Следует избегать десяти черных грехов:

1. грехи тела — убийство, воровство, прелюбодеяние,

2. грехи слова — ложь, клевета, злословие и суесловие;

3. грехи мысли — зависть, злоба, еретические помыслы.

Следует следовать десяти белым добродетелям, которые антиномичны грехам.

Следует овладеть парамитами праджни: подаяние, обет, терпение, усердие, медитация и сама праджня — мудрость.

Для обретения полного спасения необходимо еще преодолеть пять путей-преград: стяжание добродетелей, соединение с истиной и борьба со злом, достижение истинной мудрости, достижение прозрения и достижение цели. Выдержать такие испытания могли немногие, они обычно и обретали ореол высшей святости и считались эталоном. Все остальные лишь ориентировались на этот эталон и пользовались более простыми и быстрыми методами достижения цели, прибегали к помощи магии и мистики, которая широко распространилась еще во времена Пабмы Самбхавы.

К числу таких методов относилось многократное произнесение имени Будды. В ламаизме наиболее популярной мантрой является «Оммане падмехум». Это словосочетание не переводится, его значение — прославление Будды. Оно произносится не простыми звуками, а особыми, гортанными, что должно привести произносящего их в гармонию со всей Вселенной.




Широкое распространение в ламаизме получилимолитвенные барабаны — цилиндрические емкости, вращающиеся вокруг неподвижной вертикальной оси. Барабаны заполнялись сотнями бумажек с записанными на них заклинаниями, молитвами, священными текстами сутр. Каждый оборот цилиндра приравнивался к разовому зачтению всех священных текстов, заложенных в барабан.

В ламаизме используются различные мандалы, графическая символика которых была пояснением сложной космологии ламаизма. Большое значение приобрела в ламаизме магия чисел. Четки, по которым монахи отсчитывают количество прочитанных молитв, состояли из 108 зерен-звеньев. Магия этого числа заключена в треугольнике-столбце из одной единицы, двух двоек и трех троек, перемножение которых дает 108. Калачакра с ее 60-летним жизненным циклом также является примером магического влияния чисел в буддизме.

Среди лам существует строгая иерархия, что не свойственно классическому буддизму. Во главе стоят далай-лама, панчен-лама, небольшая группа настоятелей крупных монастырей и ближайших помощников далай-ламы и панчен-ламы. Эта группа отличается тем, что является хубилганами. Следующая ступень — полные ламы -гэлуны, затем посвященные в первую степень ламства -гэцулы, еще ниже -послушники, а затем ламы, занимающиеся магией и врачеванием, на которых не распространялся обет безбрачия. Кроме того, в каждом монастыре была своя внутренняя иерархия лам во главе с настоятелем.



В монастырях была также особая группа монахов, которые называлисьраджапы. Они специализировались на разделывании трупов. Для ламаизма характерно захоронение, получившее названиенебесного. Этот тип захоронений обусловлен спецификой природных условий. Труп умершего человека относят на одну из ближайших вершин, разрезают, отделяют мясо от костей, чтобы они могли быть съедены стервятниками и дикими животными. Если же умирал бедный человек, то его труп опускали в быстрый поток, чтобы его могли съесть рыбы. Таким образом, тело становилось пищей для животных. Только с телами известных учителей и лам, занимавших высокое положение, поступали иначе. Останки первых помешали в ступы как реликвию и память об их учении, вторых бальзамировали монахи в буддийских обшинах.

В монастырях три раза вдень проводятся богослужения — малыехуралы. Периодически применительно к фазам луны и некоторым другим природным явлениям и общественным событиям проводятся большие хуралы, а также торжественные хуралы, связанные с праздниками данной местности. Великими по придаваемому им значению и по продолжительности являются хуралы в честьдокшитов - сверхъестественных существ, которые защищают веру и борются против ее врагов. Во время богослужений миряне в храм не допускаются. Они снаружи слушают пение и храмовую музыку, произносят священную мантру. Иногда хуралы совершаются по просьбе мирян по поводу значительного события в их жизни: рождение, свадьба, похороны, болезнь.







Сейчас читают про: