Пояснительная записка. Учебная программа курса и

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Учебная программа курса и

планы семинарских занятий для вузов

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-10 от 29 декабря 2011 г.

Рецензент доц. Кунаковская Л. А.

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендовано для студентов 1 курса очной и 3 курса очно-заочной форм обучения направления психологии факультета философии и психологии ВГУ.

Для направления: 030300 − Психология.

Б3.Б.5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «История психологии» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла.

В курсе современной психологии важное место занимает ее история. Интерес психологов к истории собственной науки оформился в отдельную сферу исследования под действием ряда факторов. Так, в психологии, в отличие от других наук, очевидна преемственность предметов и методов исследования, психология имеет ощутимую и живую связь с собственным прошлым. В отличие от большинства наук, современная психология содержит большое количество подходов и направлений, на первый взгляд, мало связанных, а подчас и противоречащих друг другу. Единственное, что связывает и вплетает в единый последовательный контекст эти разные сферы и подходы – история их развития. Таким образом, знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Отсюда возникает необходимость истории психологии как специальной области исследования, изучающей достижения психологии на протяжении всего пути ее исторического развития.

Данный курс представляет собой систематическое изложение истории развития психологии от древнейших времен до настоящего времени как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания. В качестве главной цели курса выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области исторического развития психологической науки. Основными задачами курса являются: 1) ознакомление студентов с основными направлениями психологической мысли в истории их становления; 2) формирование у студентов системы знаний о развитии методологии и теории психологии; 3) выработка у студентов системного взгляда на изучаемые явления, развитие их мировоззрения.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей психологии (в частности, таким ее разделам, как введение в психологию, психология личности и деятельности), психологии развития и возрастной психологии, социальной психологии. У студентов должны быть сформированы следующие компетенции: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; способность к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9).

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «История психологии» предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских и практических занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряд творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету и экзамену.

В результате освоения данной дисциплины у студентов формируюся следующие компетенции: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; к выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы; применение знаний по истории психологии к анализу актуальных проблем современной психологии и к практической работе психолога в прикладных областях.

Текущая аттестация осуществляется в форме понятийного диктанта.

Учебная дисциплина «История психологии» опирается на такие дисциплины, как «Общая психология», «Социальная психология», и является предшествующей для следующих дисциплин: «Введение в клиническую психологию», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Юридическая психология», «Основы психотерапии», «Методологические основы психологии», «Социальная психология личности», «Гештальттерапия», «Этнопсихология».

Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 5 ЗЕТ/180 часов.

Виды учебной работы:

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего По семестрам
4 сем. 5 сем.  
Аудиторные занятия        
в том числе: лекции        
практические        
лабораторные        
Самостоятельная работа        
Итого:        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование разделов и тем Лекций Семин. Всего ауд. Самост. раб.
  История психологии как наука   -    
  Раздел 1. Развитие психологических представлений в рамках учения о душе
  Развитие психологических знаний в античной философии -      
  Развитие психологических идей в Средние века -      
  Раздел 2. Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании
  Психофизическая проблема и ее решение в философии XVII в.   -    
  Развитие ассоциативной философии        
  Становление эмпирического подхода в идеях французских просветителей XVIII в. -      
  Раздел 3. Формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку
  Влияние физиологии XIX в. на становление психологии как науки   -    
  Зарождение экспериментальной психологии -      
  Раздел 4. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса
  Организационная и научная деятельность В. Вундта.   -    
  Немецкая психология конца XIX – нач. XX в. -      
  Структурная психология   -    
  Функциональная психология        
  Возникновение прикладных отраслей психологии -      
  Раздел 5. Основные школы и направления начала XX в.
  Период открытого кризиса   -    
  Возникновение гештальт-психологии        
  Возникновение бихевиоризма        
  Возникновение психоанализа        
  Французская социологическая школа   -    
  Описательная психология   -    
  Раздел 6. Современная зарубежная психология
  Необихевиоризм   -    
  Теории социального научения -      
  Неофрейдизм. Развитие психоанализа во второй половине XX в.        
  Гуманистическая психология        
  Когнитивная психология -      
  Раздел 7. Становление и тенденции развития современной отечественной психологии
  Развитие психологии в России в дореволюционный период        
  Российская психология в советский период        
  Российская психология постсоветского периода   -    
  Итого        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: