От язычества к христианству

Язычество господствовало на Руси до середины 10 в. Основу ментальное™ язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления неразрывно связывались с при­родными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возмож­ность объединения сил «добра» против сил «зла».

Восточные славяне воспринимали мир на основе парных понятий - благоприят­ное и враждебное. Космос - порядок противопоставлялся хаосу - беспорядку. Сим­волом защиты от всего враждебного служил круг. Этой геометрической форме при­писывались магические свойства. Славяне носили кольца., цепи, венки, круговым валом обводили жилье.

Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Отпечаток языческого видения Вселенной проявляется и в структуре городов. В верхней части города жили лучшие люди, в нижней - просто­людины.

Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основ­ными божествами считались Перун (покровитель плодородия и жизненных сил) и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.

В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Приня­тия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как дру­гие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.

Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедника­ми многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими сво­ей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье. Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлия­ли и давние связи с Византией.

Православие в большей степени, чем другие религии/соответствовало культур­ному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и соци­альной справедливости.

В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в право­славном его варианте.

Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая цер­ковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская право­славная церковь давала возможность использования в служениях русский язык.

Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Вос­точная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и свет­ской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

Христианство было распространено на Руси задолго до его официального при­нятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако про­цесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язы­чеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они пере­плетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.

Принятие православия определило новую историческую судьбу российского го­сударства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обще­ству на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: