Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством Российским




Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.

Русский этнос в его современном понимании как нечто единое по существу был вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс. Государственное начало в русской истории выглядит действительно как нечто, выросшее из творящей самое себя идеи, русский этнос, территория и культура. Становление основного положительного принципа развития государственного, борьба за его утверждение и т.д. -- осуществлялось за счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничения свободы личности. В России в условиях слабости или практического отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, -- в России проводились в интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.

В результате исторического развития сложился своеобразный "русский путь" от модернизации до модернизации. А поскольку реформы сверху, особенно внедрение нового, требуют усиление власти, то развитие производительных сил в России, сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до некоторой степени возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ проходила. Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, переделам земли общиной и ко все возрастающему вмешательству государства в дела крестьян. Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя перед неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России назывался самодержавием.

Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути России. Так и формируется как отклонение от обычного исторического порядка особый путь России.




ВОПРОС 14

Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставление прав и свобод обществу.

Екатерина II была образованной женщиной. Она была знакома с идеями просветителей, вела переписку с Вольтером, Дидро, хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне». Но она была вынуждена сочетать свои взгляды с российскими реалиями.

В 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение. Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.

Чтобы пополнить казну, в 1764 г. она провеласекуляризацию– переход церковных земель в государственную собственность. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 млн. крестьян. В 1769 г. были введены ассигнации – первые бумажные деньги в России.

Императрица старалась устранить различия в управлении, традиционно существовавшие на некоторых национальных территориях. Екатерина считала, что многонациональная империя должна управляться по единым принципам. В 1764 г. Екатерина II ликвидировала гетманство на Украине, и соответственно, автономию вместе с ней. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.



Екатерина II считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов, и задумала принять новое законодательство вместо Соборного уложения 1649 г., которое учитывало бы интересы всех сословий. С этой целью была созвана Уложенная комиссия (1767-1768). 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущую роль играли дворянские депутаты – 45%.

Для депутатов Екатерина составила «Наказ», в котором говорилось о необходимости законности, сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала около двух лет, но новый свод законов разработать не смогла, так как интересы у депутатов от разных сословий оказались несовместимыми. Осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила комиссию под предлогом начавшейся войны с Турцией.


В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы экономического либерализма. В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам. В том же году правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям. Начал складываться рынок вольнонаемного труда. К концу XVIII в. насчитывалось более 400 тыс. наемных рабочих в России.

Мануфактуры, основанные после 1762 г. лицами недворянского происхождения, работали уже исключительно на вольнонаемном труде. В 1767 г. были отменены откупа и монополии в промышленности и торговле. Дальнейший толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян, вкладывающих свои капиталы в промышленность.

Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений, с другой стороны, проводил политику в интересах дворянства, которое сохраняло свои права и привилегии.

Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). Указ 1765 г. разрешал помещикам без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу. Указ 1767 г. запрещал любые крестьянские жалобы на помещиков. При Екатерине II крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.

Реакцией на такую политику стало восстание под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775) – крупнейшее в российской истории. В историографии это восстание часто называется крестьянской войной. Восстание охватило Приуралье и Поволжье. Оно напугало правящий слой, побудив укрепить государственный строй.

В 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10-15 уездов с населением до 30 тыс. человек. В каждой губернии должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинен непосредственно ей. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. В целях обеспечения порядка губернатору были подчинены все воинские части и команды в губерниях.

В правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословного строя в России. В 1785 г. была издана «Жалованная грамота дворянству». Она подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свободу от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Поэтому правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.

Одновременно была издана «Жалованная грамота городам». По этой грамоте все население городов разделялось на 6 разрядов:

· дворянство и духовенство;

· купцы, делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1-й гильдии имели право вести внутреннюю и внешнюю торговлю; купцы 2-й гильдии имели право крупной внутренней торговли; купцы 3-й гильдии занимались мелкой внутренней торговлей);

· цеховые ремесленники;

· постоянно жившие в городах иностранцы;

· именитые горожане и капиталисты;

· посадские жители (те, кто жил промыслами).

По жалованной грамоте городские обыватели составили особое сословие – мещанство. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления – городскую думу, городского голову и судей.

Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: все население России делилось на сословия– замкнутые группы, которые обладали разными правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Переход из одного сословия в другое был затруднен.

В результате реформы образования при Екатерине II была создана система среднего образования. К концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.Была образована сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных - в губернских городах.

Когда во Франции в 1789 г. разразилась буржуазная революция, Екатерина окончательно отказалась от просвещенного абсолютизма. Стало ограничиваться свободомыслие, был арестован просветитель Н.И. Новиков, отправлен в ссылку автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.

Внешняя политика России при Екатерине II.По определению В.О. Ключевского, внешняя политика стала самой блестящей стороной правления Екатерины II. Благодаря победам в первой русско-турецкой войне (1768-1774) и второй русско-турецкой войне (1787-1791) Россия присоединила Крым, получила выход в Черное море. Победы были одержаны во многом за счет таланта непобедимых командующих: полководца А.В. Суворова и флотоводца Ф.Ф. Ушакова.

После разделов Польши в 1772 г., 1793 г., 1795 г. к России были присоединены Белоруссия, Правобережная Украина, Прибалтика. Произошло воссоединение украинского и белорусского народов. Началось вхождение Закавказья в Россию. Во времена Екатерины II русские землепроходцы стали осваивать Аляску. Россия активно включилась в борьбу с французской революцией, а затем и против экспансии Франции в Европе.

Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела».

Итоги политики просвещенного абсолютизма. Проводившаяся в России политика «просвещенного абсолютизма» укрепила самодержавие за счет усовершенствования системы управления, способствовала распространению знаний, европейских форм культуры и образования.

Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения, сохранение крепостничества) привела к тому, что политика просвещенного абсолютизма в России носила недолгий и поверхностный характер.

ВОПРОС 15

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.

Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

Уже в конце царствования Екатерины II раздавались одинокие голоса против существующего порядка, особенно против отношений между основными классами - дворянством и крепостными крестьянами. Борьба с сословными привилегиями была основной из главных задач Павла I. Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегии дворянства, отменил губернские дворянские собрания и выборы, отменил свободу дворян от телесных наказаний. По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената, дворяне, высшие слои городского населения, белое духовенство за уголовные преступления подвергались телесным наказаниям наравне с людьми податных сословий. Павел I превращал равенство прав в общее бесправие.

Была попытка облегчения участи крепостных крестьян. По указу от 5 апреля 1797 г. была определена мера крестьянского труда в пользу землевладельца (три дня в неделю). Но эта деятельность была лишена твёрдости и последовательности. Правительство Александра I собиралось пойти навстречу реформам, но начавшаяся война 1812 г. остановила Александра I на его пути, на который он так решительно вступил.

Наивысший подъем Российского государства приходится на первую

четверть 19 века. Это связано с исторической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все страны Европы приветствовали победительницу. России не было равных по силе в эту эпоху. Именно в данный период нашей истории царствовал Александр 1- одна из самых загадочных фигур в русской истории.

Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отношения землевладельцев с крестьянами и улучшить положение последних, он не только не ослабил крепостного права, но и содействовал его расширению.

Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).

Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. Это был Михаил Михайлович Сперанский.

Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, для многих Александр I так и остался «неразгаданным Сфинксом». Научной биографии этого самодержца нет в исторической литературе советского периода. За рубежом личность и правление Александра 1, неразрывно связанные с важнейшими событиями истории Европы первой четверти XIX века, вызывают все возрастающий интерес, и зарубежными авторами написано о нем несколько работ.


РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА I

Формирование личности Александра 1.

АЛЕКСАНДР I [12 (23) декабря 1777, Петербург - 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог], российский император (1801-1825), первенец великого князя Павла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны.

Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II , которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. Наследник престола оказался в ужасной атмосфере сложных родственных отношений, которая сложилась между императрицей-бабушкой Екатериной II и опальными родителями. Это в свою очередь, не могло не отразиться на формировании характера будущего императора. Екатерина усердно занималась его воспитанием, сама составила для него «Азбуку», в которой были не только даны конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания. Воспитание Александра I было основано на принципах естественности, разумности, свободы человеческой личности, нормального здорового быта. В воспитатели к Александру был приглашен швейцарец Фридрих Цезарь Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал систему российского самодержавия. В последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. В Гатчине Александр впитывал дух военщины, муштры, порядка, педантичности, что так не гармонировало с либеральными идеями Царскосельского воспитания, что приводило его к душевному разлому, к необходимости уже в раннем возрасте примирять непримиримые вещи.

Большим потрясением для Александра, несомненно, стала попытка Екатерины передать ему престол в обход законного наследника Павла Петровича. Эта идея впервые была высказана Екатериной ещё в 1787 году, когда Александру не было и 10-ти лет. Позднее эта идея приняла чёткие очертания династического кризиса, когда в 1793-1794 годах Екатерина выдвинула в среде своих советников план лишения Павла престола.

И отец, и сын были осведомлены о планах Екатерины и противопоставлены друг другу. Александр уверил отца в нежелании принять престол, дал Павлу клятву на верность и назвал его «императорским величеством». Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.

26 сентября 1793 г. состоялась свадьба Александра. Вскоре брачный угар прошел, и он совершенно забыл о жене. Из Гатчины Александр вынес увлечение фронтовыми учениями, военной выправкой, муштрой, военными парадами. Это было его единственное увлечение в жизни, которому он никогда не изменял и которое он передал своему преемнику.

Реформаторская деятельность Александра 1.

Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вытекали из их разрешения.

Уравнение сословий перед законом изменяло самые основания законодательства; таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные узаконения, прежние и новые. Далее, перестройка государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и слева, направлять, воспитывать умы. Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние.

Александр 1 вступил на престол 12 марта 1801 г. Воцарение Александра приветствовалось практически всеми слоями общества. С первых дней своего вступления на престол Император Александр I заявил, что собирается провести в России ряд реформ, с целью недопущения в дальнейшем деспотичного правления. Более того, от Александра I ждали преобразований. Он намеревался осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет, фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Начало царствования Александра, его самые первые указы, в том числе и манифест о восшествии на престол, возбудили надежды у образованного общества и представителей всех политических группировок. В этом манифесте Александр обещал управлять «по закону и сердцу» Екатерины II. Это давало надежду и либералам – на возвращение политики «просвещённого абсолютизма» и проведение ряда реформ, и консерваторам – на возвращение статус-кво, существовавшего до бурных и, казалось, бессмысленных перемен Павла I. Однако Александр также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их “екатерининских стариков”.

В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла. Причём, запреты были сняты как в вопросах личной, частной жизни (о свободе передвижения), так и в экономической сфере (снятие большинства ограничений при ввозе и вывозе товаров за границу). Правда, необходимо помнить, что незыблемые права и свободы могли иметь, главным образом дворяне и, частично, купечество, горожане и государственные, черносошные крестьяне. Крепостные крестьяне в то время юридически не обладали никакими правами кроме права на жизнь.

Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (более 10 тыс.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные «тайной экспедицией». Было запрещено применение пытки. Разрешено было открыть частные типографии; было отменено запрещение ввоза иностранных книг из-за границы и разрешен свободный выезд русских подданных за границу. В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола водворять строгую законность. Для устранения произвола он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет. С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах.

Император Александр, естественно, не мог не понимать, что, с одной стороны, обсуждать, а тем более проводить в жизнь либеральные реформы можно лишь силой самодержавной власти. С другой - правление Павла показало, что проведение каких бы то ни было преобразований без учёта мнений сановной аристократии, высшего офицерства очень опасно.

Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П.А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Пятым членом Негласного комитета, формально не участвовавшим в заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе 1801 года. Все они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени; были приверженцами либеральных идей и считали необходимым реформировать государственное устройство России. Основными вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа». Начали с центрального управления.

Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», получивший право опротестовывать действия и указы царя. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. Фактически Непременный совет был создан для разработки проектов реформ, но в первые месяцы его существования там рассматривались текущие дела по вопросам внутренней и внешней политики.

После рассмотрения в Негласном комитете царским указом от 8 сентября 1802 года была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо введенных Петром 1 коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции. А также было введено Государственное казначейство на правах министерства. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, статус которого был определен лишь в 1812 году. Комитет становился совещательным органом при императоре. Это впервые появилось в системе центральных российских учреждений. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату.

Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Эта мера, конечно, укрепила центральное управление. Но решительной победы борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничеством достигнуто не было. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.

Изменения в системе государственного управления не могли не отразится на положении православной церкви, которая во многом была частью государственного аппарата. Здесь единовластным начальником становится обер-прокурор, который в 18 веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

Одновременно была осуществлена реформа Сената. Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим. Но вскоре Сенат фактически был низведен до прежнего положения.

Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. Затронут был щекотливый вопрос о крепостном праве. Александр 1 принимал меры к облегчению положения крестьян, но шаги в его решении этой проблемы были крайне осторожными.

12 декабря 1801 года был издан указ, предоставить право владеть землей

купцам, мещанам и казенным крестьянам, которые отныне могли покупать ненаселенные земли. Уже в начале царствования Александр 1 прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое до этого одно пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 года издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Реформацией в этой области, а также в области печати было призвано руководить учрежденное в 1803 году Министерства народного просвещения. В этом же году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

Помимо существовавшего с 1755 года Московского университета в 1802-04 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский университеты. В 1804 году в Петербурге основан Главный педагогический институт, учреждены Харьковский, Казанский и Санкт-Петербургский университеты. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, с «попечителями» во главе. По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. Это послужило поводом для смягчения цензуры, ибо издание научных книг было бы затруднено в России.

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: не всегда решения и указы были согласованы один с другим, велись чрезвычайно торопливо.

Затем последовали внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ. Это было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806 - 1807 гг. - в союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. Собранные им наблюдения, поселили в нем недовольство к окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора, заседания проводились все реже. Требовался принципиально новый подход к решению задач.

Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А.А. Аракчеева, а позднее М.Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М.М. Сперанского, который стал единственным доверенным сотрудником императора и которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

Послевоенные реформы

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании

конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близкие к императору люди (в т.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название “аракчеевщины”. Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за “дурные поступки” ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.

Император умер на 48-м году жизни, полный сил. К моменту смерти обнаружилось, что вопрос о престолонаследии Российской империи находится в неясном противоречивом состоянии в связи с последними распоряжениями Александра, и это породило неразбериху во дворце и суету в структурах власти.





Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 358; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8292 - | 7918 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.150 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.011 сек.