Уровень подготовки будущего экономиста-менеджера по дисциплине «Экономика отрасли» и ее содержание определяются требованиями ГОС ВПО.
После изучения дисциплины «Экономика отрасли» студент должен:
а) иметь представление:
– об экономических особенностях функционирования отрасли в ры-ночной системе;
– источниках и причинах рыночной власти отрасли;
– экономике размещения предприятий, концентрации производства в отрасли;
– особенностях диверсификации и интеграции в отрасли;
– неценовой конкуренции и ценовой дискриминации в отрасли;
– особенностях олигополистического ценообразования в отрасли;
– эффективности функционирования экономики отрасли в рыночной экономике.
б) знать и уметь:
– понятие отрасли и ее структуру, место отрасли в экономике страны, региона;
– измерение рыночной власти;
– экономику размещения предприятий отрасли;
– эффективность концентрации, интеграции и диверсификации в отрасли;
– сущность ценовой и неценовой конкуренции в отрасли;
|
|
– перспективы технического, экономического и социального развития отрасли.
в) иметь опыт и знания:
– расчета эффективности основных организационно-экономических процессов в отрасли, обоснования размещения предприятий, концентрации и диверсификации производства, интеграции предприятий;
– определения оптимальных критериев отрасли: доли рынка, инвестиций, цен на товары и услуги и их объем реализации и др.
Учебная программа дисциплины «Экономика отрасли» разбивается на 8 тем, подлежащих изучению и аттестации и определяется обязательным минимумом образовательной программы.
Обязательный минимум программы дисциплины «Экономика отрасли»
Индекс | Дисциплина «Экономика отрасли» и ее основные разделы | Всего часов |
СД.01 | Экономика отрасли: Структура отрасли; понятие отрасли, экономические границы отрасли, факторы, определяющие границу отрасли, измерение рыночной (экономической) власти, источники и причины рыночной власти; экономика размещения и размеров предприятия (фирмы): принципы размещения, факторы, определяющие размер предприятия (фирмы). Концентрация производства в отрасли: причины концентрации, концентрация и олигополия; интеграция, диверсификация и слияние: вертикальная интеграция, горизонтальные и вертикальные слияния; продуктовая дифференциация: неценовая конкуренция, структура рынка и разнообразие продукта; олигополистическое ценообразование: олигополистическая взаимосвязь, олигополистическая координация, ценовая дискриминация; рыночная структура и эффективность функционирования экономики |