double arrow

Музыка как вид искусства


Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен различать звуковые тональности. Музыка была связана с общественной деятельно­стью человека: обряды, охота, погребальные ритуалы и др.

Первые убедительные свидетельства о музыке древности относятся к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева. Самыми древними музыкальными инструментами были ударные, т.к. для ритуальных танцев нужен был ритм. В эпоху древних цивилизаций музыка играла важную роль, как в религии, так и в повседневной жизни. Это время, когда были созданы многие музыкальные инструменты, появились ноты, огромное значение придавалось человеческому голосу.

В раннем и зрелом Средневековье в Европе господство­вала христианская церковь, поначалу считавшая недопустимым использование музыкальных инструментов во время богослужения. Исключением были колокола (используются в храмах с IV в.) и орган, появившийся в церквях в VII в. С XIV в. этот инструмент получил общеевропейское распространение. В христианских общинах зарождается первая литургическая драма – средневековое театрализованное представление собы­тий священной истории. В XIII в. представление было перенесено из церкви на паперть. В XIV в. жанр пришел в упадок.




Помимо церковной музыки в Средневековье были популярны бродячие театры, которые странствовали по дорогам Европы еще с VI в. Жонглеры, шуты, укротители развлекали простой народ. Многие из этих артистов умели петь и играть на музыкальных инструментах. В XI в. поэты-певцы стали имено­ваться трубадурами. Это первые представители профессиональ­ного искусства, не связанного с церковной музыкальной культурой. На севере Франции их называли труверами, в Германии миннезингерами. Главная тема их песен – поклонение прекрасной даме.

В период Возрождения все большую роль в строении музыкальных произведений начинает играть многоголосие, т.е. искусство полифонии. Одним из важных жанров этого времени является мадригал. В конце XV в. родилась интермедия – краткий музыкальный спектакль, ставший предшественником оперы. Первыми операми принято считать произведения «Дафна» (1597 г.) и «Эвридика» (1600 г.) композитора Я. Пери.

В XVII – XVIII вв. музыка становится одним из главных видов художественного творчества. История европейской музыкальной классики начинается с монументальных произведений И. БахаиГ. Генделя. Огромное влияние на Европу оказала Венская школа музыки, яркими представителя­ми которой были В. Моцарт, Ф. Гайдн, Л. Бетховен. Ф. Гайдн написал свыше 100 симфоний и был учителем для Моцарта и Бетховена. Оперы «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и другие произведения В. Моцарта до сих пор считаются образцами мелодизма.



Большие изменения происходят в церковной музыке. В частности, зарождаются жанры оратории, кантаты (И. Бах). Церковная музыка продолжала занимать ведущее место в музыкальном творчестве В. Моцарта, Л. Бетховена.

В XVII – XIX вв. развивается инструментальная музыкаво всех её формах. Это концерты (А. Вивальди и др.), сонаты и симфонии (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман), песни (И. Брамс, И. Штраус). В конце XVIII в. создается новый музыкальный инструмент фортепьяно,вскоре вытеснивший другие клавишные инструменты, появляются выдающиеся композиторы-пианисты – Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист. С именами этих же композиторов связан расцвет камерной музыки (произведений для небольших инструментальных ансамблей и для небольших помещений или домашнего музицирования).

Из французской комической оперы в XIX в. выделилась оперетта. Основоположником нового жанра был Ж. Оффенбах («Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Перикола»).







Сейчас читают про: